Установление вины в ДТП обоюдная вина

В гибдд не установили виновника дтп. предстоит суд. кто будет возмещать ущерб?

Если установлена обоюдная вина в ДТП, выплата по ОСАГО полагается обоим водителям при наличии страхового случая. Страховщики возмещают ущерб с учетом степени вины автомобилистов, установленной судом.

Схожая позиция содержится в ст. 1083 ГК РФ. В ней говорится, что сумма возмещаемых пострадавшему средств уменьшается, если он сам виноват в произошедшем.

Каждый из участников аварии будет нести ответственность за те повреждения, которые были причинены в результате столкновения другим. Если водитель нарушил правила дорожного движения, в результате чего пострадавшему был причинен вред легкой или средней тяжести, санкция назначается по КоАП РФ. А за причинение тяжкого ущерба здоровью при ДТП грозит уголовная санкция. К примеру, если виновник был пьян, ему грозит одно из следующих наказаний:

  • принудительные работы до 3 лет с лишением прав до 3 лет;
  • тюремный срок до 4 лет с лишением прав до 3 лет.

Даже если у одного из инициаторов аварии нет страховки, вина все равно может быть признана обоюдной. Просто в таком случае тот водитель, который ездит без полиса, возместит всю сумму ущерба из своего кармана, а за второго заплатит страховая компания.

Когда считается, что у автомобилиста нет ОСАГО:

  • полис просрочен даже на 1 день;
  • полис поддельный;
  • страховка не была приобретена.

Главное правило на дороге говорит – не  бывает невиновных водителей в аварии. Один нарушает, другой – надеется на правильные действия всех водителей и не принимает мер предусмотрительности.

В связи с этим, основные рекомендации таковы:

  1. Быть внимательными.
  2. Не надеяться на то, что другие водители будут двигаться по правилам.
  3. Прежде чем совершить «правильный» маневр, необходимо убедиться, что он понятен другим участникам дорожного движения.
  4. При аварии не покидать места происшествия и совершить все предусмотренные законом действия.
  5. При несогласии с фактом или степенью вины оспаривать ее в судебном порядке.
  6. Не мириться с отказами страховщиков в выплате и добиваться ее через суд.

При возникновении спорных ситуаций на дорогах, рекомендуется обращаться к юристу или адвокату по ДДП. Не стоит, надеются на свои силы, решение споров в суде нужно доверять специалистам.

Не забудьте, если быть взаимовежливыми, то аварий на дорогах будет меньше.

В соответствии со статьей 12 так называемого закона «Об ОСАГО» выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины. А степень вины рассчитывается в двух значениях:

  1. Равная.

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда. В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.

Но бывают случаи, когда ущерб причиненный автомобилю настолько велик, что даже та сумма, которую страховая компания выплатит владельцу, превышает размер страховых выплат в обычных обстоятельствах. Здесь можно обратиться в суд и истребовать от участника ДТП необходимые деньги. Однако, сделать это можно будет только в размере 50% от общей суммы.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: 7 (499) 938-50-82 Москва; 7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; 7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

  1. Пропорционально вине.

В тех случаях, когда суд определил, что в произошедшем дорожном столкновении виноваты все участники, только в разной степени, то выплаты страховых сумм будут пропорциональны степени виновности.

Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:

  • первый водитель получит – 54 тыс. рублей;
  • второй — 3 тыс. рублей.

Обоюдная вина при ДТП

Согласно требованиям статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.

В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.

Законодательство РФ не имеет конкретных указаний касаемо необходимости возмещения ущерба участникам ДТП, признанным виновными в равной степени. Если обоюдная вина была установлена непосредственно на месте аварии инспекторами дорожно-постовой службы, чаще всего страховые компании отказываются платить.

Вы можете заранее посмотреть, не указан ли иной порядок в заключенном договоре обязательного автострахования.

Обратите внимание!

Если факт обоюдности был установлен не на месте ДТП, а в судебном порядке, именно суд может обязать страховщиков возместить понесенный обоими водителями ущерб.

Для этого автомобилистам необходимо указать данное прошение в исковом заявлении. Размер подлежащей возмещению суммы устанавливает сам суд с учетом обстоятельств произошедшего.

Установление вины в ДТП обоюдная вина

Даже если оба участника ДТП были признаны виновными непосредственно на месте аварии, все еще можно надеяться на страховую выплату. Необходимо незамедлительно посетить компетентную компанию для оценки в денежном эквиваленте понесенного транспортным средством ущерба.

В дальнейшем обе стороны должны составить иск в суд, указав все особенности происшествия, приложив акты оценки причиненного ущерба. В заявление следует включить прошение о получении выплаты по полису ОСАГО.

Далее все зависит от решения суда. При удачном стечении обстоятельств будет назначена страховая выплата в полном или частичном размере одной либо сразу обеим сторонам.

Единственным надежным способом получения компенсации в случае признания обоих участников ДТП виновными является наличие КАСКО. Это достаточно дорогостоящая услуга, однако неуверенным в себе автомобилистам стоит задуматься о приобретении полиса, чтобы обезопасить личное имущество.

Если же имеется только полис ОСАГО, ситуация будет зависеть исключительно от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

Обратите внимание!

Водителям необходимо помнить, что существует сравнительно мало случаев, когда обе стороны несут равнозначную вину. Именно поэтому в целях получения страховой выплаты следует оспаривать решение ГИБДД в суде.

Нередко это помогает добиться установления особого процентного соотношения вины в аварии и позволяет в дальнейшем получить соответствующую выплату от страховой компании.

зарисовывается схема ДТП, расположение всех предметов на ней, берутся показания со свидетелей, которые могут их дать, производится экспертиза для участников, если таковая необходима и вся эта информация передается в группу разбора ГИБДД. Здесь каждому из участников важно собрать именно первоначальную информацию, начиная от записей видеорегистратора и заканчивая расположением отдельных элементов на местности (локально расположенных или частей отпавших от ТС).

Именно первоначальная информацию будет наиболее ценной, так как последующие умозаключения будут лишь аргументами, а не фактами. Также если есть возможность, то стоит обзавестись свидетелями на месте, будь то проезжающие, проходящие мимо люди. Необходимо взять у свидетелей адреса, телефоны, а желательно и предварительно договориться об их положительном участии в вашем процессе.

Далее сотрудники ГИБДД возьмут информацию у участников ДТП и пригласят данных участников для опроса в назначенное время в ГИБДД. Скорее всего, это будет опрос по одному и вряд ли это будет очная ставка. Именно там и будет решено – кто виноват, а кто пострадал. Но бывают и такие ситуации, когда группа разбора не может вынести решение кто же виноват или оно так и не будет совпадать с мнением всех участников ДТП. Это значит, что возможность определения участника ДТП теперь будет рассматриваться в следующей инстанции – в суде.

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  • ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.

Внимание

attention

Следующими моментами, которые будут играть значимую роль:

  • время движения по полосе встречного движения каждого из участников ДТП,
  • в какой момент поравнялись автомобили,
  • подал ли сигнал поворота налево второй водитель,
  • видели ли вы это и могли ли это видеть,
  • какие действия были предприняты вами для того, чтобы избежать столкновения.

После вынесения решения судом, вы сможете определить, какими будут ваши действия в дальнейшем. Если суд вашу вину не установят или определят некий ее процент, то вы имеете полное право обратиться в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения.

Инфо

info

По вопросу того, что водитель второго автомобиля не вписан в полис ОСАГО. Здесь все зависит от вида полиса: ограничено или нет число лиц, которые допущены к управлению ТС.

ПОДРОБНОСТИ:   Как получить свидетельство об установлении отцовства

Что значит обоюдное ДТП

Официального документа, в котором было бы прописано понятие обоюдной вины при аварии на дороге, не существует. По логике, обоюдное ДТП — это ситуация, когда в произошедшем происшествии есть та или иная степень вины обоих (или нескольких) водителей. Складывается парадоксальное положение: каждый из автолюбителей одновременно является и виновным и потерпевшим.

important

Двухсторонняя вина признается в следующих случаях:

  • определение чьей-либо виновности в силу каких-либо причин не представляется возможным;
  • при разборе обстоятельств дорожного инцидента отчетливо прослеживается вина каждого из водителей;
  • обе стороны аварии при оформлении европротокола письменно признают взаимную виновность.

Степени вины

На самом деле мы слукавили о том, что суд будет рассматривать дело о том, кто является виновником, а кто пострадавшим. Фактически суд не занимается вопросом выявления позиций сторон при ДТП. Тактика действия здесь несколько другая. Если один из участников считает что он прав и является пострадавшим, то подается иск на компенсацию материального ущерба в ДТП.

В итоге суд будет рассматривать все те же факты что и группа разбора, но с несколько другой целью, чтобы определить полагаются ли истцу выплаты в качестве пострадавшего или нет. Здесь важно заметить, что при составлении искового заявления необходимо привлечь страховую компанию как соответчика, а не указывать лишь в ответчиках участника ДТП, так как в этом случае страховая компания попробует самоустраниться и не выплачивать в последствии компенсацию по ОСАГО, что значительно усложнит, а возможно и продлит время по вашим выплатам.

В процессе судебных заседаний (хода суда) необходимо предоставить все те факты и аргументы, которые были представлены группе разбора ГИБДД. Не стоит забывать о привлечении свидетелей, а также о заключении экспертизы, по ущербу нанесенному ТС в результате ДТП. Сразу скажем о том, что составлять самому исковое заявление не стоит, если у вас нет юридического образования и опыта судебной практики. Без опытного юриста здесь не обойтись.

Вопрос: Можно ли установить виновника ДТП через суд?
Ответ: Такое установление виновника будет фактически следствием из удовлетворения иска на возмещение ущерба при ДТП. Подавать иск на установление виновника не стоит, так как суд не будет этим заниматься.

Подробности

Чтобы минимизировать для себя последствия происшествия и доказать свою невиновность, нужно обязательно выполнить следующие действия:

  1. Ни в коем случае не покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, так как это расценивается, как попытка уйти от ответственности и признание своей вины. При этом теряется возможность собрать вещественные и объективные доказательства в свою пользу, подтверждающие невиновность водителя. Законом позволяется покидать место совершения аварии только для оказания неотложной помощи пострадавшим, и то при условии скорейшего обратного возвращения на место аварии. Оптимальным выходом является доставка пострадавших на попутных машинах, не участвовавших в происшествии.
  2. До прибытия полиции нужно записать контактные данные 3-4 очевидцев происшествия, заручившись их согласием на дачу свидетельских показаний при необходимости. Эти данные должны быть указаны впоследствии в протоколе в разделе «Объяснение». Обычно редко кто из свидетелей будет дожидаться прибытия полицейских, и давать показания на месте события.
  3. По прибытии инспектора ГИБДД дать показания по поводу происшествия, объяснив свою точку зрения, ознакомиться со схемой ДТП и содержанием протокола. При наличии возражений нужно обоснованно изложить их в разделе особого мнения участника аварии в протоколе. Записать о наличии видео и фотоматериалов и указать данные о свидетелях происшествия.
  4. До приезда полиции сделать фото или видеосъёмку места происшествия с разных позиций так, что по кадрам можно было определить:
    • дату, место и время события;
    • автомобили участников ДТП с чётко видимыми регистрационными номерами;
    • длину тормозного пути;
    • виды и размеры повреждений машин;
    • осколки и оставшиеся на дороге фрагменты автомобилей;
    • дорожную обстановку и метеоусловия.

Установление вины в ДТП обоюдная вина

Если аварию оформляет инспектор ГИБДД, то должны быть составлены следующие документы:

  1. Справка о ДТП, которая выдаётся на руки каждому водителю.
  2. Протокол.
  3. Постановление о правонарушении с законодательной привязкой (КоАП РФ).

В протокол заносятся следующие данные:

  • расположение ТС после ДТП с включением схемы;
  • результаты замеров от контрольных точек до машин;
  • описание видимых повреждений на автомобилях;
  • объяснения участников аварии.

Так, согласно пункту 3 ст. 1079 ГК РФ, вред, причинённый в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях, статья 1064 кодекса. В силу положений статьи 1064 этого же кодекса вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Согласно пункту 2, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине. Таким образом истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Как происходит установление вины в ДТП, обоюдная вина водителей которого очевидна? Многие думают: ну раз виноваты оба водителя, значит, они сами ремонтируют за свой счет свои автомобили.

И только, когда налицо разная степень ущерба (что зависит не только от обстоятельств аварии, но и от класса, возраста, технического состояния обоих транспортных средств), один из водителей может задуматься. А как все-таки происходит установление вины в ДТП в таких случаях.

Можно ли хоть как-то компенсировать ущерб? И можно ли получить выплаты по ОСАГО? Ведь виноваты-то оба, а ответственность застрахована в соответствии с законом. На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Установление виновника ДТП возможно несколькими способами. О них мы рассказали подробно в соответствующей статье. Это и работа органов ГИБДД, и подача искового заявления в суд.

Установление вины в ДТП обоюдная вина

В случае, когда авария имела место быть из-за обоюдной вины водителей, органами ГИБДД выдается справка о ДТП (в которой, кстати, про вину нет ни слова, а только фиксация нарушений).

А также постановления по делу об административном правонарушении. Нередко вручается определение об отказе в возбуждении дела.

С указанными документами каждый из водителей с заявлением о прямом возмещении ущерба (в случае оформления ОСАГО) обращаются в свою страховую компанию. Ведь ОСАГО – страхование автогражданской ответственности.

А значит, каждый из водителей имеет право получить выплату, размер которой определяется в зависимости от степени вины и оценки причиненного ущерба. Разумеется, выплата не может превышать установленного лимита.

Страховая компания после получения документов, которые водитель оформил после того, как попал в ДТП, производит оценку ущерба, определяет степень вины и выплачивает страховую выплату. 

12 Закона об ОСАГО, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, страховая компания обязана возместить вред в равных долях (50%).

При полном отказе от выплаты подайте жалобу на страховую компанию.

Что же делать водителям при обоюдной вине? Подавать в суд иск о возмещении ущерба в ДТП. В качестве ответчиков необходимо указать и страховую компанию, и второго участника аварии. Именно суд должен будет установить сам факт обоюдной вины и ее степень.

Возможность подачи самостоятельного иска или заявления об установлении виновника аварии или степени вины того или иного лица отсутствует. Это прямо закреплено Постановлением Пленума ВС РФ от 29.01.2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Что самое интересное, не всегда факт нарушения ПДД будет решающим фактором. Это и состояние дорожного полотна, и поведение лиц, управлявших транспортными средствами.

Пригодится и подача ходатайства о вызове свидетелей в суд, о назначении экспертизы в ДТП, вызове эксперта или специалиста и т.п.

Вы можете проконсультироваться с дежурным юристом сайта: отменять вынесенное решение всегда сложнее, чем вовремя осуществить имеющиеся в ГПК РФ возможности для объективного рассмотрения дела.

Итак, после рассмотрения дела суд выносит решение. В его резолютивной части он присуждает каждому из участников компенсацию ущерба в процентах от суммы причиненного ущерба.

К примеру, судом установлена степень вины одного водителя 25 % (согласно оценке размер причиненного ущерба составил 50 000 руб.), а другого водителя 75 % (ему ущерб причинен на 120 000 руб.). Оба застрахованы по ОСАГО.

Значит, один из них получит выплату: 75 % от 50 000 = 37 500, а второй 25% от 120 000 = 30 000 руб.

Если размер ущерба с учетом степени вины превысит лимит, установленный Законом об ОСАГО, денежные средства будут взысканы с другого участника ДТП.

Установление вины в ДТП обоюдная вина

Многие люди, узнав о перспективе участия в суде, отказываются от процесса в силу отсутствия юридических знаний и предстоящих судебных расходов.

Однако после вынесения решения суда об установлении вины в ДТП, обоюдная вина водителей которого очевидна, истец будет иметь право возмещения судебных расходов, в т.ч.

Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.

Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

Оба водителя признаются одинаково виновными в возникновении ДТП, если они в равной степени нарушили правила дорожного движения. Также это возможно, если ситуация не позволяет установить виновное лицо. Например, если отсутствуют весомые доказательства и свидетели, либо положение транспортных средств было изменено до приезда представителей дорожной полиции и т.д.

ПОДРОБНОСТИ:   Исковое заявление об установлении трудовых отношений

При возникновении ДТП оба водителя должны сохранять спокойствие и без необходимости не перемещать транспортные средства до приезда сотрудников постовой службы.

Когда вина при ДТП признается обоюдной?

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  1. Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например ДТП на парковках, стоянках и т.п.
  2. Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  3. Случаи, когда все стороны при оформлении ДТП согласились со своею обоюдной виновностью.

Обоюдная вина в ДТП: выплата по ОСАГО

Устранение последствий аварий пострадавшей от внезапного маневра стороне обошлось в 87.111 рублей, но вот новая неприятность, гражданская ответственность формального виновника на момент дорожно-транспортного происшествия застрахована не была. Последовало обращение в суд. Далее потянулись долгие месяцы поиска истины в судах: Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 31 июля 2015 г.

иск удовлетворён. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 октября 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Многих водителей интересует, если в ДТП обоюдная вина оплачивает ли страховая полученный вред?

Страховые компании придерживаются порядка выплат 50/50. Это значит, что при автоаварии с обоюдной виной каждому автолюбителю будет выплачено  50% причиненного ущерба.

Рассмотрим на конкретном примере: водитель №1 получил ущерб на 40 тыс. рублей, а водитель № 2 – на 68 тыс. рублей. Если будет признана обоюдная вина, то страховщик водителю № тыс. рублей, а водителю №2 соответственно 34 тыс. рублей.

Такой подход не является справедливым. Ведь, согласно, гражданского законодательства степень вины бывает не только равная, но также различная. Степень вины устанавливает судья в ходе судебного разбирательства. В своем решении он указывает вину каждого водителя.

На основании решения суда составляется исполнительный лист. Страховщики производят компенсационные выплаты в соответствии с полученным исполнительным листом.

П. 2 ст. 1083 ГК РФ предусматривает, что выплаты каждой стороне должны производиться пропорционально степени вины. Только, при невозможности установления вины, она автоматически признается равной.

К сожалению, суды идут по пути наименьшего сопротивления и присуждают, чаще всего, выплаты в равных долях. При участии в судебном процессе опытных адвокатов соотношение может быть принятым на уровне 70/30 или даже 90/10. Но не все водители могут позволить себе нанять «сильного» адвоката.

Самый худший исход судебного разбирательства, когда обстоятельства автоаварии не позволяют сделать однозначного вывода о виновности, свидетелей происшествия не было, а водители между собой договориться не смогли.

Судья примет решение, что он не может установить виновника аварии или констатировать обоюдную вину. На основании такого решения суда страховые компании откажут в компенсационных выплатах  обоим автовладельцам.

Как видим, обоюдка очень выгодна страховщикам, поскольку создает возможность для маневра. Если автолюбитель в состоянии нанять хорошего адвоката, то его шансы получить часть страховых выплат возрастают с 50% до 90%.

Когда страховая компания отказывает в компенсационных выплатах, то такие действия не правомерны, и участникам  ДТП необходимо обратиться в суд.

  1. Равная.

Разберёмся в какую страховую компанию обращаться пострадавшему в ДТП? Если в результате столкновения отсутствуют пострадавшие граждане, а урон был причинён исключительно транспортным средствам, автомобилист должен за возмещением ущерба обращаться к тому страховщику, у которого был приобретён полис автогражданки.

Необходимо отметить, что ранее водитель наделялся правом обращаться как в свою компанию, так и к страховщику другого автомобилиста, виновного в столкновении. Однако после реформирования закона «Об ОСАГО», эта норма утратила свою силу.

  • удостоверение личности;
  • протокол Госавтоинспекции;
  • справку о повреждениях, полученных автомобилем;
  • документы на пострадавший автомобиль;
  • справку о банковском счёте для перечисления компенсации.

Сумма компенсации, на которую могут претендовать водители, определяется на основании степени их вины в инциденте. Данная норма предусмотрена п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Если степень вины автомобилистов не определялась в судебном порядке, принято считать, что все водители виноваты одинаково, поэтому страховая выплата между участниками ДТП распределяется в соотношении 50 на 50 процентов.

Исходя из того, что виновность каждого водителя изначально признается равной, автомобилисты получают по 50% суммы компенсации. При несогласии одной из сторон с суммой возмещения, размер компенсации должен быть установлен в ходе судебного разбирательства. Суд, рассматривая дело, определит степень вины каждого из участников столкновения, а также сумму ущерба, которую страховщик будет обязан выплатить в установленный срок. Если сроки перечисления средств клиенту будут нарушены, на страховщика будут наложены штрафные санкции.

Сумма компенсации, получаемой автомобилистом, определяется степенью его вины в произошедшем ДТП. Например, суд может вынести решение, согласно которого в аварии на 80% виноват водитель Иванов, а вина водителя Петрова составляет 20%. Поэтому Ивановым будет получено 20% от суммы возмещения, а Петровым – 80%.

Как оформлять ДТП при «обоюдке»?

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Впрочем, худший вариант развития событий – это когда суд не может установить виновника или констатировать обоюдную вину: обстоятельства происшествия не позволяют сделать какие-либо однозначные выводы, водители договориться не смогли, а свидетелей не было. В этом случае, участники аварии гарантированно ничего не получат по ОСАГО. И отремонтировать свое ТС можно будет только с помощью КАСКО , если оно, конечно, имеется.

Если случилось ДТП, водителям нужно предпринять следующие шаги:

  1. Как оформлять ДТП при «обоюдке»Остановите машины и не уходите с места аварии до прибытия сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров от страховщика.
  2. Самостоятельно зафиксируйте максимальное количество доказательств вины другого участника: сделайте фото, найдите свидетелей и запишите их контактные данные, сохраните запись видеорегистратора и т.д.
  3. Вызовите ГИБДД и уведомите страховую компанию.
  4. Проследите, что инспектор фиксирует в протоколе.
  5. Не берите сразу же вину на себя.
  6. При оформлении протокола чётко проговаривайте свою позицию, давайте объяснения и добивайтесь их включения в протокол. Обращайте внимание инспектора на обстоятельства, подтверждающие вину другой стороны. Возможно, что в результате разбора аварии вас вообще не признают виновным в ДТП.

В том случае, когда повреждения обоих машин незначительны, жертв и споров нет, вызывайте только аварийного комиссара, оформите «Европротокол» и заполните документы для страховой компании.

При таком способе тоже можно получить возмещение. В 2019 году максимальный его размер составляет 50 тысяч рублей. Таким образом, при обоюдной вине каждый участник ДТП получит не более 25 тысяч.

Оформить европротокол при обоюдной вине можно, если:

  • столкнулись не более двух машин;
  • вред причинен только двум транспортным средствам, люди и другие объекты не пострадали;
  • можно установить характер повреждений ТС.

Помните, что в случае составления европротокола максимальный размер компенсации составит 100 тыс. руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области лимит выше — 400 тыс. руб. Эту сумму разделят поровну, если суд не установит пропорциональное соотношение вины.

Заключение

Если инцидент на дороге произошёл по обоюдной вине водителей, выплаты компенсации по ОСАГО предполагается в размере, обратно пропорциональном степени вины каждого автомобилиста. Правом устанавливать степень виновности наделены только судебные органы, тогда как инспекторы ГИБДД лишь фиксируют факты нарушения ПДД.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

8 800 555 67 55 доб. 645

Эдуард Розэнд

Работаю в юридической компании ведущим юристом. Охотно отвечаю на Ваши вопросы в своих статьях.

Юридическая консультация онлайн

Обоюдная вина в аварии – неприятная ситуация, так как каждый из участников является одновременно и потерпевшим, и виновным, то есть каждый, во-первых, сам несёт ущерб, во-вторых, должен отвечать за причинённый другим вред. А наиболее частым и самым неприятным последствием обоюдной виновности будет серьёзное занижение выплаты по «автогражданке».

Поэтому будьте аккуратнее на дороге и никогда не нарушайте ПДД, чтобы не попасть в подобную ситуацию.

Напоследок, видео-бонус: 10 случаев жести в зоопарке. Опасность может поджидать даже там!

Как доказать свою невиновность или помочь в установление виновника ДТП

Для этого следует:

  1. Внимательно ознакомиться с делом, по решению которого водитель привлекается к ответственности. К основным материалам дела относятся протокол происшествия, протоколы осмотров автомобилей участников и места аварии, схема происшествия, акты автотехнической экспертизы и медицинского обследования, справка о ДТП. Важно найти в составлении административного протокола какие-либо процессуальные нарушения или ошибки, которые могут стать причиной его отмены на суде.
  2. Провести анализ указанных материалов дела на соответствие их оформления и содержания установленным требованиям нормативных документов. Наличие таких нарушений могут послужить основанием для признания не действительным этих документов.
  3. Ходатайствовать о проведении необходимой . При этом важно внимательно отнестись к выбору организации, проводящей независимую экспертизу, так как от профессионализма, квалификации и независимости эксперта во многом зависят эффективность и выводы проводимых исследований. Существенную помощь в этом вопросе могут оказать юридические компании, специализирующиеся в предоставлении правовой защиты участникам аварии.

Любое сомнение в обоснованности обвинения в качестве виновника аварии должно послужить толчком для оспаривания решения административного протокола. Только так можно избавиться от необоснованных притязаний потерпевших и их страховых компаний по возмещению им материального ущерба.

расчеты с калькулятором и клавиатурой

Храни нас Судьба от любой аварии! Однако она не ко всем благосклонна. Поэтому прежде всего стоит выяснить, какие последствия может иметь ДТП. Это не только повреждение машины или нанесение любого другого имущественного ущерба, связанного со столкновением, но и ранение людей. И даже их гибель.

Тяжкие последствия и обычная материальная ответственность

Понятно, что по результатам серьезных аварий открываются уголовные дела. Виновной стороне понадобится помощь адвоката, чтобы суд не назначил максимально строгого наказания. К тому же понадобится возместить материальный ущерб.

А виновного находят в большинстве случаев, при этом учитывают многие факторы. Обычно в роли виновной стороны выступает водитель. В отношении него составляют протокол о нарушении. Но справедливо ли всегда обвинять водителя? Ведь он мог стать жертвой обстоятельств и нарушить правила ПДД не по своей вине.

Выявление виновника ДТП

Только с июля 2002 года сотрудники ГАИ были лишены полномочий “выносить приговор”. Ранее водителю, которого назвали виновным, выдавали справку, в которой подтверждалась его вина. Далее у него было два выхода:

  • возмещать ущерб в добровольном порядке;
  • с возмущениями отправляться в суд.

Но теперь ситуация резко изменилась. Законодатели внесли коррективы в КоАП
, так что сегодня только суд может определить виновника ДТП. Хотя влияние ГИБДД на решение суда по-прежнему существенное: именно это ведомство выписывает справку о ДТП. Называть же в этом документе конкретного водителя “виновной стороной” оно не вправе.

Однако и выписываемый протокол можно оспорить, если своевременно подключить к процессу компетентного автоюриста.

Процедура установления виновной стороны

1. Сотрудники ГИБДД создают группу разбора и устанавливают нарушителя ПДД. Опять же, этот человек мог нарушить правила вследствие создавшейся на дороге ситуации. Так что нарушитель ПДД – еще не виновник аварии.

2. Выносится постановление по факту аварии. Оба участника аварии получают соответствующие справки без указания виновной стороны.

3. Нарушителя штрафуют.

4. В процессе рассмотрения дела сотрудники ГИБДД могут выяснить, что водители не виноваты в аварии. Тогда в соответствии со ст. 24.5 КоАП
дело прекращают. При этом:

  • штрафов не назначают;
  • в выдаваемых водителям справках (постановлениях) отмечают, что виновных нет.

6. Для обращения в суд понадобится подготовить пакет документов:

  • судебный иск;
  • постановление ГИБДД;
  • документальное подтверждение ущерба;
  • доказательства вины (невиновности).

8. Суд может выразить несогласие с решением ГИБДД касательно отсутствия виновных лиц и назначить дополнительное расследование:

  • автотехническую экспертизу;
  • трасологическую экспертизу;
  • медицинское освидетельствование водителей и пешеходов, причастных к аварии;
  • уточнение показаний свидетелей и т.д.

9. Опираясь на результаты дополнительного расследования, суд выносит решение и назначает виновных лиц (определяет их невиновность).

10. Когда получено в руки решение суда, можно обращаться к страховщикам.

11. Если виновны оба участника ДТП, определяется степень вины каждого. Тогда каждый участник ДТП возместит ущерб только частично.

Водитель, помни!

1. При установлении виновника аварии лучшим доказательством служат показания видеорегистратора.

2. Вам понадобится найти свидетелей вашей невиновности (пешеходов, водителей). Не забудьте записать их данные, если люди спешат по своим делам. Их данные нужно обязательно зафиксировать в “Объяснении” протокола.

3. Инспектор может отказать в возбуждении административного дела. Тогда истина, скорее всего, останется в тени. В этом случае оба участника ДТП обычно теряют возможность воспользоваться ОСАГО. Ведь нужно предоставить страховщикам копию постановления о нарушении правил, которое оформлено на оппонента.

4. Статья 30.1 ч. 4 КоАП
дает возможность обжаловать мнение инспектора:

  • в вышестоящей инстанции ГИБДД;
  • в районном суде (где находится указанная служба).

Только нужно не пропустить срок – 10 дней с момента вынесения постановления.

денежные купюры

Компенсация ущерба

Очень часто инспектор ГИБДД не может точно определить причину аварии, правильно выделить все обстоятельства произошедшего события. Так что участники ДТП получают соответствующие документы. Тогда компенсировать с помощью ОСАГО полученный ущерб автовладельцы не смогут, так как виновник не установлен. Страховая компания ответит отказом на любые требования клиента.

По правилам ОСАГО страховым случаем считается наступление гражданской ответственности автовладельца. Потерпевший вправе получить возмещение вреда от виновного лица (ст. 1064 ГК РФ). А если нет ни потерпевшего, ни виновника аварии (или он не установлен), тогда страховка не выплачивается. Ведь страховщик возмещает убытки по ОСАГО, которые нанесла именно виновная сторона. А нет виновника – нет выплат.

По ОСАГО страхуется не ваш автотранспорт, а ваша гражданская ответственность. Допустим, суд признает виновником именно вас. Тогда страховщики, с которыми вы заключили договор, выплатят пострадавшим компенсацию, которую пришлось бы выплачивать вам. А страхованием именно автомобиля занимаются компании, специализирующиеся по КАСКО.

Страховщики только и ждут, когда вы “забудете” про свои требования. Однако вы можете нанять грамотного адвоката и, имея серьезное юридическое сопровождение, обратиться в суд. Ваш адвокат постарается помочь суду определить виновника аварии.

дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Документы для оформления {amp}quot;обоюдки{amp}quot;

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

председательствующего судьи Ярмухамедовой А.С.

при секретаре Садретдиновой Р.Х.

с участием истца Зайниева В.В.

представителя истца по доверенности № 6 от ДД.ММ.ГГГГ Мугалимова Д.Х.

ответчика Гилванова И.Ш.

третьего лица Ильясова Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зайниева В.В. к Гилванову И.Ш., Обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» об установлении степени вины в дорожно – транспортном происшествии и взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП,

Зайниев В.В. обратился в суд с иском к Гилванову И.Ш., об установлении степени вины в дорожно – транспортном происшествии и взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ в 07 часов 10 мин. в темное время суток на автомобильной дороге сообщением Нефтекамск – Калтасы в районе д.

Верхний Тыхтем в РБ, произошло дорожно – транспортное происшествие, Гилванов И.Ш., управляя автомобилем №, государственный номер№ рус, двигаясь в сторону произвел остановку автомобиля на проезжей части для устранения неисправности в двигателе автомобиля. Он, двигаясь по данной дороге в попутном направлении на автомобиле ВАЗ 21074, государственный номер К 983 УС 102 рус, совершил столкновение правой стороной своего автомобиля с задним левым углом борта со стоящим на дороге автомобиля ГАЗ 33021, государственный номер В № рус.

Постановлением № инспектора ОГИБДД ОВД России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ он был признан виновным в ДТП и привлечен к административной ответственности по ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Не согласившись с данным Постановлением ДД.ММ.ГГГГ он подал жалобу в Калтасинский районный суд на отмену этого постановления.

Апелляционным решением от ДД.ММ.ГГГГ постановление было оставлено без изменения. Решением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ его жалоба на решение районного суда удовлетворена, дело было возвращено на новое рассмотрение в Калтасинский районный суд. Апелляционным решением Калтасинского районного суда РБ от ДД.ММ.

ГГГГ постановление о привлечении его к административной ответственности по ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено. Считает, что в данном ДТП виновной стороной нарушившей п. 12.1 ПДД является Гилванов И.Ш., его автомобиль находился на проезжей части, аварийная световая сигнализация не горела.

Просит признать виновным в ДТП, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ Гилванова И.Ш., взыскать с ООО «Росгосстрах» 120 000 рублей, с Гилванова И.Ш. 5670,29 рублей, взыскать с Гилванова И.Ш. и ООО «Росгосстрах» сумму оплаты услуг оценки 5500 рублей, сумму уплаченной государственной пошлины 3715 рублей, сумму уплаченную за доверенность 500 рублей.

Истец Зайниев В.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, при этом добавил, что в связи с тем, что аварийная сигнализация и габаритные огни на автомобиле Гилванова И.Ш. не горели, а также его ослепил свет фар встречно идущей машины, он не смог избежать столкновения с автомобилем Газель.

Представитель истца по доверенности Мугалимов Д.Х. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, при этом пояснил суду, что виновником в ДТП является Гилванов, так как он произвел остановку автомобиля в том месте, где нельзя останавливаться, не выставив знак аварийной остановки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector