Создание рабочих мест для инвалидов

Специальные условия

Да, вы обязаны создавать специальное рабочее место для инвалида с учетом его индивидуальных особенностей в каждом случае приема его на работу.

Статья 224 Трудового кодекса обязывает работодателя создать сотрудникам-инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Мнение работодателя о том, что специально оборудованные места не требуются, вовсе не означает, что он преодолел требование закона о создании таких мест. Инвалиды — особая категория работников, у которых в определенной мере ограничены физические возможности и повышена эмоциональная напряженность. Создание специального рабочего места не всегда означает значительное переоборудование в офисе (пандусы и дверные проемы). Иногда достаточно изменить высоту рабочего стола.

Что такое специальное рабочее место

Определение специального рабочего места для трудоустройства инвалидов дано в ст. 22 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ). Это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Иными словами, для работника, использующего инвалидную коляску, надо будет установить пандусы и расширить дверные проемы. Для слабослышащего или слабовидящего сотрудника необходимо предусмотреть специальное оборудование, например установить дополнительные световые кнопки вызова, специальное программное обеспечение в компьютере с включением субтитров, с диктофоном, управлением для клавиатуры, экранной лупой.

Требования к оборудованию

Общие требования к особенностям организации рабочих мест для инвалидов в зависимости от заболевания, ставшего причиной инвалидности, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30. Этим постановлением введены Санитарные правила СП 2.2.9.2510—09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (далее — Санитарные правила).

Согласно п. 4.1 Санитарных правил специальные рабочие места для инвалидов должны проектироваться и оснащаться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Кроме того, специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования.

В Санитарных правилах закреплено, что при проектировании, реконструкции и эксплуатации специальных рабочих мест для инвалидов следует руководствоваться действующим законодательством РФ. Таким образом, надо обязательно соблюдать требования ст. 224 ТК РФ, то есть учитывать индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Эта программа разрабатывается на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий (ст. 11 Закона № 181-ФЗ). Причем инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Такой отказ освобождает организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за ее исполнение.

Ответственность

Действие Санитарных правил распространяется на все отрасли экономической деятельности, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд инвалидов (п. 1.3 Санитарных правил).

Создание рабочих мест для инвалидов

Возмещение затрат

Размер возмещения ограничен максимальной суммой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Льготы

Помимо требований по оборудованию специального рабочего места (ст. 224 ТК РФ), законодательство устанавливает дополнительные льготы для инвалидов.

В частности, продолжительность рабочего времени для сотрудников — инвалидов I и II групп не должна составлять более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Продолжительность ежедневной работы (смены) должна быть установлена в соответствии с медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ).

К работе в ночное время (с 22 до 6 часов), сверхурочно, в выходные и нерабочие праздничные дни инвалиды могут быть привлечены только с их письменного согласия и если это не запрещено им по состоянию здоровья (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113 ТК РФ). К тому же работник должен быть под роспись ознакомлен со своим правом отказаться от подобной работы.

Инвалиды имеют право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ч. 2 ст. 128 ТК РФ) и ежегодный оплачиваемый отпуск до 30 календарных дней (ч. 5 ст. 23 Закона № 181-ФЗ).

Согласно Трудовому кодексу РФ, ст. 224, при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями необходимо оборудовать рабочее место и создать приемлемые условия для работы. Данные мероприятия должны соответствовать индивидуальной реабилитационной программе (ст. 11 Закона № 181-ФЗ). Инвалид имеет полное право отказаться от специальной программы и проведения работ по оснащению рабочей зоны. Такое действие инвалида освобождает компанию от исполнения требований законодательства и дальнейшей ответственности.

Создание рабочих мест для инвалидов

Рабочая зона инвалида должна быть оборудована с применением:

  • Специального технического оснащения.
  • Видоизменения некоторых инструментов, оборудования.
  • Установки приспособлений с учетом ограничений рабочего.
ПОДРОБНОСТИ:   Ходатайство об уменьшении размера исковых требований

Организация места требует от работодателя проведения некоторых специальных мероприятий. Руководителем издается приказ о переоборудовании рабочего места и установлении вспомогательных предметов. Расширяются дверные проемы, при входе устанавливаются металлические пандусы для работника на инвалидной коляске.

Если индивидуальная программа инвалида требует оснащения его рабочего места индивидуальными приборами по причине слабого зрения или нарушения слуха, работодатель должен:

  • Обеспечить место дополнительными источниками света.
  • Установить в зоне доступа кнопки вызова (световые).
  • Установить на рабочем компьютере специальное программное обеспечение, предназначенное для улучшения работы сотрудника.

Рабочая зона инвалида оснащается и проектируется с учетом специализации лица, степени инвалидности, ограничений, особенностей технического (производственного) процесса на предприятии. Порядок оснащения места регламентирован действующим законодательством РФ (ст. 224 ТК РФ).

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Создание рабочих мест для инвалидов

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее – Закон № 181-ФЗ).

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше – нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ.

На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п .

Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось недавно, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать.

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

ПОДРОБНОСТИ:   Мфц дмитров выдача загран паспорта

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты.

Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5 . Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

<br /> Вы внимательно прочитали статью? Тогда ответьте на вопрос:
Обязан ли работодатель заниматься поиском работниковинвалидов, чтобы выполнить соответствующую квоту?
Да, поскольку обязанность выполнять квоту установлена законом
Нет, не должен, так как закон не обязывает работодателя заниматься поиском таких работников
Да, но только после создания соответствующего рабочего места для инвалида
Работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квот (постановления Верховного Суда РФ от 27.08.2012 № 46-АД12-17, от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5).

Труд инвалидов: квотирование и требования к созданию рабочих мест

Законодательством РФ установлены четкие требования в отношении лиц, не имеющих возможности полноценно трудиться по причине инвалидности. Работодатель обязан нанять в компанию определенное количество таких лиц и создать им необходимые условия для труда. В нашем материале мы рассмотрим, как происходит создание рабочих мест для инвалидов в организации, и опишем все нюансы оформления.

Значительная часть работодателей обязана соблюдать требование о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом работодатель обязан не только принять на работу обязательное количество инвалидов, но и обеспечить им необходимые условия труда. Несоблюдение данных правил грозит финансовыми потерями. Рассмотрим установленные законом требования подробнее.

О наличии рабочих мест для инвалидов работодатель должен отчитываться в Центр занятости

о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее – Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р ; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства Ленинградской области от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

ПОДРОБНОСТИ:   Оформление загранпаспорта срочно - Где быстро сделать заграничный паспорт в Москве

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Труд инвалидов: квотирование и требования к созданию рабочих мест

  • Компании, штат сотрудников которой составляет от 100 человек, – 2-4%.
  • В компании трудится 35-100 работников – не более 3%.

Процент рассчитывается от среднесписочного количества сотрудников. При расчете в нее не включаются сотрудники компании, деятельность которых установлена как вредная и выполняется в опасных условиях. Исключаются из списка в расчетах квоты сотрудники представительств, сетей, филиалов компании, расположенных в других регионах. Не распространяется квотирование на лиц, состоящих в объединениях инвалидов, и их основателей (ст. 21 ч. 3 № 181-ФЗ).

Ст. 24 Закона № 181-ФЗ обязывает предпринимателя:

  • Формировать рабочие места для лиц с ограниченными возможностями согласно разработанным процентным показателям.
  • Производить оборудование мест для работы в соответствии с нормативами абилитации и реабилитации.
  • Регулярно направлять в службу занятости данные, необходимые для трудоустройства лиц с ограничениями (Закон № 1032-1, ст. 25).

Извлечение из Федерального закона № 181-ФЗ

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации[1] устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

К сведению

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов освобождаются (ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Соответственно, размер квоты в своем регионе работодатель может узнать из соответствующего закона субъекта РФ. Так, например, согласно ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014) для работодателей со среднесписочной численностью более 100 человек квота установлена в размере 4 %: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 данного Закона.

Кроме того, нормативными актами субъекта РФ может регламентироваться порядок квотирования рабочих мест для инвалидов. Например, п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» (в ред. от 23.12.2015) установлено, что работодатели в месячный срок после регистрации в налоговых органах встают на учет в Центре квотирования рабочих мест.

Также нужно учитывать, что нормативными актами субъекта РФ в пределах квоты для приема на работу инвалидов устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Например, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 16.05.

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.
Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector