Неожиданный шариат, Глава 10. Брак и семья в исламе – читать, скачать

Б) Развод

Что касается вопросов развода в мусульманском браке, то нормы шариата в этом аспекте отличаются своей поразительной легкостью, а заповеди Корана крайней лаконичностью: «Если же согласие между супругами невозможно, то им надо расстаться» (К.4:130). Однако необходимо заметить, что развод может иметь место только в случае законного (мусульманского) брака. При этом мусульмане акцентируют внимание на том, что, несмотря на легкость юридического механизма развода, в исламе они крайне редки. Но учитывая тот момент, что некоторые виды развода осуществляются тайно и без свидетелей (напр. раджаа), это заявление не может не вызвать сомнений. Разводиться с женой, оставлять жену и детей без крайней нужды в исламе считается предосудительным поступком и осуждается шариатом. Мужчина, часто прибегающий к женитьбам и разводам, теряет респектабельность в мусульманском обществе. Но все же некоторые свои достижения в плане развода ислам не может скрыть от посторонних глаз. Например, «известен случай, когда один багдадский красильщик, умерший в возрасте 87 лет, последовательно женясь и разводясь, состоял в браке с девятьюстами женщинами, то есть в среднем каждый месяц имел новую жену»239.

Вопреки восточной мудрости, гласящей, что «влюбленному неведомы недостатки возлюбленной» (Фарох – хи Систани Абу – ль – Хасан Али), шариат выставляет семь разновидностей физических и умственных недостатков у женщины, выступающих основанием для расторжения брачного договора со стороны мужа: сумасшествие, слепота, проказа, бессилие, расслабленность, афза (совмещение анального или мочевого каналов с менструальным), а также такое устройство гениталий, при котором коитус невозможен. Со своей стороны, женщина может поднять вопрос о разводе, если после замужества выясняется, что ее муж имеет одно из следующих отклонений: сумасшествие, импотенцию, кастрацию, либо страдает болезнью, при которой половая близость исключена.

В деле развода мужчина гораздо более свободен в своих действиях, нежели женщина, хотя формально аналогичное право предоставляется и ей. По другой же версии, только мужчины имеют право на развод, «так как женщины – сенсуальны и руководствуются чувствами и эмоциями»240. Мужчина, желающий развестись, должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу. Развод не считается действительным, если его произносит умалишенный, несовершеннолетний, слабоумный, находящийся в обморочном, сомнамбулическом или состоянии опьянения. Женщина же во время развода должна быть очищена от менструаций (хайд), и муж не должен иметь с ней близости. В период менструального цикла муж может дать развод жене при следующих условиях: если он вообще не имел с ней половых контактов, или известно, что она беременна, а также если муж находится в другом месте и не знает, очищена ли она от регул или нет. Если же после окончания у жены регулярного цикла муж имел с ней близость, то обязан ждать второго периода менструаций (хайд).

Порядок расторжения брачного договора осуществляется по тому же принципу, что и его заключение – через прочтение формулы на арабском языке. Если при заключении брачного договора первой формулировку произносит женщина, то при разводе ее читает только муж. Развод может оформить и адвокат (вакиль) мужа. Формула расторжения брачного договора звучит следующим образом: «завджати Фатимату талик» (жена моя Фатима свободна). То есть никакой ответной реакции для жены шариат не предусматривает. Если муж решил подать на развод, жена ничего не может с этим сделать, поскольку, согласно требованию шариата, желание мужа о разводе не может быть отклонено. И женщине остается лишь его принять. Однако если причиной развода является обвинение ее в измене, то жена может опротестовать решение мужа. Согласно Корану, в этом случае муж должен представить четырех свидетелей, подтверждающих виновность жены: «А если кто из ваших женщин совершит прелюбодеяние и против них будут свидетельствовать четверо справедливых мужчин… им определенное наказание, если четыре справедливых свидетеля засвидетельствуют это» (К.4:15,16). Если же муж не сможет предоставить необходимое количество свидетелей, он сам получает 80 ударов плетью (палкой). Коран достаточно подробно регламентирует эту ситуацию: «Те, которые возводят клевету на целомудренных, обвиняя их в прелюбодеянии, не представив четырех свидетелей, которые могут подтвердить их обвинение, должны подвергнуться наказанию – восемьдесят ударов плетьми…. должны четыре раза поклясться именем Аллаха, что они правдивы в своих обвинениях, а в пятый раз они должны поклясться, что будут лишены милости Аллаха, если они лгут. Если жена не будет оправдываться после произнесения клятв о ее неверности, то она подвергнется наказанию за прелюбодеяние, но если она поклянется именем Аллаха четыре раза, что ее ложно обвиняют в прелюбодеянии, она не подвергается наказанию. В пятой клятве именем Аллаха она должна сказать, что она заслуживает гнев Аллаха, если муж говорит правду» (К.24:4,6 – 9).

Почему Мухаммед предписывает предоставить такое большое количество свидетелей именно в обвинении жен в измене, то есть в таком вопросе, который в принципе исключает присутствие каких – либо свидетелей, а уж тем более четырех. В любой юридической практике считается достаточным свидетельство двух человек. И сам Мухаммед в других местах Корана (К.2:282; 5:106; 65:2) в других вопросах ограничивается только двумя свидетелями. Дело в том, что «откровения» 24 суры Корана с 4 по 23 аят были вызваны личной заинтересованностью и раздражением Мухаммеда. Это было связано с нашумевшей историей, произошедшей с его молодой и шаловливой женой Айшей. Однажды она, отстав от общего каравана, была привезена домой одним из могаджеритов по имени Сафван, причем не в закрытых носилках, а на виду у всей Медины. Это естественно вызвало большие толки и споры в массах. Даже сам Мухаммед охладел к Айше и перестал приходить к ней, так как придавал значение муссированным народным слухам. Но после того как она при своих родителях со слезами высказала Мухаммеду, что ей не в чем каяться и Бог знает, что она невинна в том, в чем ее обвиняют, он изменился в отношении к ней. Это оправдание сняло камень сомнений с души «пророка», одновременно восставив его против клеветников его любимой жены. Мухаммед тут же впал в состояние экстаза и лежал на подложенной подушке. Айша уже предвидела, что ей готовится оправдание. После этого Мухаммед выдал вышеприведенное «откровение», в котором требовал не меньше четырех свидетелей при обвинении жен, в противном случае клеветника ожидала порка.

Однако уже скоро стало ясно, что это требование, вызванное импульсивным раздражением Мухаммеда, вряд ли будет реализовано в жизни. «Практика показала неприменимость этого стиха (24:4). Гиляль, сын Оммы, ругал свою жену за ее связь с другим человеком. Когда Мухаммед потребовал от него четырех свидетелей, он сказал: «О пророк, неужели нужно столько свидетелей, когда муж сам видит свою жену с чужим человеком? Нет, я спины своей не дам тебе”»241.

При временном браке (мута), распространенном у шиитов, процедура развода не требуется. После истечения срока, на который заключался временный брак, брачный договор считается автоматически расторгнутым. Если же муж захочет развестись с женой раньше окончания срока временного брака, то имеет право сделать это в любое время.

Женщина, получившая развод, не может сразу же выйти замуж. По шариату, сразу после развода может выйти замуж девочка, которой не исполнилось девяти лет (это притом, что в исламе педофилия считается великим грехом), а также вдова (яиса) старше 50 лет, поскольку считается, что женщины как в первом, так и во втором случае не могут иметь детей, а потому нет надобности выжидать истечение послеразводного срока (идда). Срок идда, согласно Корану, продолжается три менструальных (хайд) цикла (или 3 месяца): «Если вы не знаете, как считать срок «идды» у разведенных женщин, у которых прекратились месячные по возрасту, то этот срок – три месяца. Такой же срок (три месяца) установлен для тех, у которых еще не было месячных. А установленный срок беременным женщинам – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (К.65:4). Кроме девочек младше 9 лет и женщин старше 50 могут не выжидать срок идда также и те женщины, которые в период брака не имели с мужем супружеской близости, так как цель ожидания периода идда – выяснение, беременна женщина или нет. Поэтому разрешение от бремени также считается окончанием срока идда, даже если это случилось через пять минут после расторжения брака.

В исламе используется четыре основных вида развода:

Развод баин (окончательный);

Развод раджаа (с возвращением мужа к жене);

Развод хаал (подкуп мужа женой);

Развод мубарат (через отречение).

При использовании развода баин муж может вернуться к этой жене только через заключение нового брачного договора с ней. Этот вид развода считается окончательным. Окончательный развод (баин) включает в себя несколько разных вариативных ситуаций. Во – первых, когда развод получает девочка (хотя шариат использует термин – женщина), не достигшая девяти лет. По шариату мужчине запрещено иметь связь с женщинами младше девятилетнего возраста. Но если мужчина все – таки женился на «несовершеннолетней женщине», то должен развестись с ней, используя развод баин (окончательный). При этом никакого наказания за растление малолетних (педофилия) шариат в данном случае для мужчины не предусматривает. Хотя сами мусульмане указывают на суровость наказания за это извращение. «Шариат предписывает брать в жены благоверных женщин (не девочек, как думают заблудшие!)… Развод самое ненавистное из всех разрешенных Аллахом человеку. Насилие и извращения (педофилия, гомосексуализм) – это крайние и гнусные формы прелюбодеяния, которые караются самым суровым наказанием»242. Как видим, не всегда караются, поскольку ислам как всегда смотрит на вещи через свою призму.

Во – вторых, окончательный развод получает женщина старше 50 – 60 лет. Сайида (вдова, ведущая свое происхождение от рода Мухаммеда) старше 6о лет или любая вдова (яиса) старше 50 лет, получив развод, теряет право возвращения к мужу. Третья ситуация развода баин возникает в случае, если женщина в браке не имела совокупления с мужем. Такая женщина также после развода не может вернуться к мужу.

Но самый унизительный вид развода, свидетельствующий об отсутствии в исламе каких – либо сакральных представлений о семье, это троекратный талак. Стоит мужу трижды повторить фразу «ты мне не жена» или «ты свободна от меня», «я тебя освобождаю» и при этом иметь намерение развестись, как супруги тотчас становятся запретными (харам) друг для друга. Без намерения такой вид развода может быть недействительным. Например, жена попросится у мужа погулять, а он ей скажет: «Ты свободна, я отпускаю тебя, иди на все четыре стороны», то это не считается талаком. Также если муж назовет свою жену «мама», «дочь», «сестра» – это не является разводом (талак). В этой ситуации, если униженная таким образом женщина захочет вернуться к этому человеку, она может это сделать только после того, как выйдет замуж за другого и разведется с ним: «Развод разрешается двукратно… Если муж дал развод жене в третий раз (после двух предыдущих разводов), то после этого ему не разрешается (по законам шариата) ее вернуть, пока она не выйдет замуж за другого. Если же после этого второй муж даст ей развод, то нет греха в том, что они возвратятся друг к другу и заключат новый брак» (К.2:230). По одной версии этот развод считается действительным, даже если талак произнесен мужем, находящимся в нетрезвом состоянии243. После этого «прелюбодейного» брака (ислам не классифицирует такой брак как фиктивный) женщина может вернуться к неосторожному на слова мужу. Как правило, муж сам находит кандидата для роли временного (разгрузочного) мужа. То есть получается, что количество разводов в мусульманском браке, в принципе, может быть неограниченным, с условием, что после каждого второго развода жена должна выходить замуж за другого, после чего она опять может вернуться к первому мужу. Как это контрастирует с Евангельским предостережением: «Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк.16:18; Мф.5:32; 19:9).

Этот вариант развода, как никакой другой может продемонстрировать нам «преимущество» шариатской практики разводов перед официальными гражданскими процедурами. В свою очередь он также делает понятным неприязненное отношение мусульман к «гражданским штампам», равно как и их (мусульман) тенденцию предпочтения своих «универсальных» норм шариата. «Этот штамп наделяется мистической силой, способной легитимизировать интимную связь в глазах общества и государства. Нетрудно понять, что за таким восприятием «узаконивания отношений» перед священной тетенькой с высокой кудельковой прической, похожей на верблюжий горб, кроется поклонение Государству, Власти, Обществу, что с точки зрения Ислама недопустимо»244.

Интересно заметить, что роль «свободной» женщины во всех этих ситуациях совершенно пассивна. Она – покорная рабыня обстоятельств, рычаги контроля за которыми шариат вручил исключительно мужу. Он может развестись со своей женой, даже не говоря ей о своем решении, при этом будет продолжать обеспечивать ее как обычно. И если через какое – то время он объявит жене, что уже давно разведен с ней и предоставит соответствующие доказательства, то имеет право отнять все, чем наделял ее после развода (кроме уже потраченного ею).

Следующий тип развода – раджаа, что в переводе «возвращаться», в строгом смысле не числится разводом. Он изначально предполагает то, что муж, дав жене этот развод, в скором времени раскается (уже раскаялся) и вернется к жене или вернет ее себе. То есть этот развод не окончательный, и надежда воссоздаться для семьи еще не утеряна. Шариат рекомендует мужу при возвращении к жене не оглашать во всеуслышание признание своей ошибки, но лишь намеками дать знать жене, что он возвращается к ней. Поэтому шариат требует, чтобы при разводе раджаа муж не выставлял жену из дома. Если муж решил возвратиться к жене после развода раджаа, то в этом случае никаких свидетелей не требуется.

Классическим примером «универсального» мусульманского лукавства является развод хаал. При разводе хаал жена покупает у мужа свою свободу за определенную договорную цену. Естественно, муж может и вообще не согласиться несмотря ни на что. То есть свобода женщины – мусульманки опять представляется на порядок ниже, чем у мужчины. В то время как мужчине достаточно нескольких неосторожных слов, после чего жена становится для него чужой и вынуждена изыскивать варианты возвращения к мужу, жене шариат предоставил гораздо более унизительный (к тому же не гарантированный) путь подкупа своего же мужа.

Развод путем подкупа мужа женой считается в шариате компромиссным решением, поскольку, надо полагать, шариат не воспринимает в качестве оснований для развода индивидуально – психологические причины (разлюбила, не переношу, терпеть не могу, ненавижу и т.д.) Он применяется в том случае, когда, не имея, с точки зрения шариата, веских оснований для развода, жена все – таки желает его получить, однако муж не дает на него согласия. В этом случае, как выход из положения, прибегают к подкупу. Жена может предложить мужу свой махр (выкуп за невесту) либо другую свою собственность в качестве дара за право получить себе «билет на свободу». При этом ни муж, ни жена не вдаются в детали причин толкнувших жену искать развода. Если муж соглашается на этот «компромисс» (покупается), то шариат считает его законным.

Этот вид «развода», если его вообще можно так называть, очень напоминает какую – то более позднюю вставку в незыблемые нормы шариата, когда, не аннулируя совершенно «божественных предписаний», но желая добиться разрешения неудобной жизненной коллизии, сочиняется подобный бездарный товарно – потребительский его (разрешения) вариант.

Последним пунктом в типологии разводов стоит развод мубарат. По существу это тот же безнравственный хаал, с той лишь разницей, что здесь оба: и муж, и жена – хотят этого развода. То есть, при своем желании развестись, муж все равно ставит условие и требует некоей гратификации за развод. Даже с точки зрения ислама, муж, использующий этот вариант развода, выступает «как человек низкий, бессовестный, выклянчивающий у жены ее приданое»245. Однако, несмотря на это, подобные нелепые нормы в исламе не пересматриваются и не исключаются, поскольку шариат не подлежит изменениям. Но если шариат это Божественное откровение (К.5:87), свет (К.5:15), прямой путь (К.45:17), то почему, согласно самому же исламу, он формирует людей циничных, низких и бессовестных? Наверно, пора уже задуматься над этим.

При разводе мубарат муж не может требовать от жены вознаграждения, превышающего стоимость ее махра (выкупа), при хаале же это превышение допускается, поскольку только жена ищет развода. Оформление как хаала, так и мубарата осуществляется по одной схеме с указанием вида развода, суммы и вида гратификации.

Существует еще несколько ситуаций, связанных с разводом. Развод, произошедший до свадьбы и первой брачной ночи, носит название – фиркат. Он может произойти по нескольким причинам. Например, муж сразу после заключения брачного договора подал на развод, либо муж стал отступником (муртад), или же он был уличен в половой близости с матерью жены, или дочерью жены.

Если муж поклянется не приближаться к жене 4 месяца или более четырех месяцев, то после этого срока происходит развод илаа. Клятва не приближаться к жене менее четырех месяцев не является разводом илаа. Также если муж нарушит свою клятву ранее четырех указанных месяцев, то развод не состоится, и он должен возместить за это нарушение, чтобы не давал легкомысленно клятвы. «Аллах не взыскивает с вас за пустословие в ваших клятвах, но вы отвечаете перед Аллахом за ваши намерения. В таком случае, во искупление этого греха, нужно делать все, чтобы Аллах простил вас: кормить десять бедняков в течение одного дня той же пищей, которую ест ваша семья, без излишества и без скупости, или одеть десять бедняков в обычную одежду, или освободить раба. Если тот, кто дал клятву, не может выполнить ни одного из этих видов искупления, то – пост в течение трех дней. Благодаря любому из этих искуплений, прощается клятва с намерением, которую вы дали, употребляя имя Аллаха, и нарушили» (К.5:89).

ПОДРОБНОСТИ:   Как поймать вора в коллективе

Развод хул объявляется мужем в обмен на деньги или имущество. То есть родственники жены выкупают ее у мужа за оговоренную цену.

Существует и такое явление, как зыхар. Смысл его состоит в том, что муж уподобляет части тела своей жены запретным (махрам – родственницам) женщинам или частям их тел. Например, муж может сказать: «Твоя голова подобна спине моей матери»; или «Ты для меня – все равно, что бедро моей тетки». После этого ему запрещается по отношению к жене любое проявление супружеской близости (объятия, поцелуи, совокупление и т.д.) Искупление за это полагается такое же, как и за нарушение рамадана (отпустить одного раба или пост).

Вид развода лиъан, возникает, когда муж обвиняет свою жену в прелюбодеянии или заявляет, что ребенок не его. Если жена в этой ситуации не потребует лиъана, то ее заключают под стражу до признания ею инкриминированного ей обвинения, либо до окончания судебного разбирательства. Муж также заключается под стражу. Если жена признает обвинение, то ее оставляют без наказания. Если же окажется, что обвинение мужа было клеветой, то он подвергается наказанию (80 ударов плетью или палкой).

Согласно правилам развода, жене умалишенного предоставить развод имеет право отец мужа или его дед. Не имея возможности отследить все стороны человеческой жизни, поступки человека и его намерения, шариат оставляет некоторые бесконтрольные области на совести самого человека. Например, если посторонний мужчина добился развода какой – нибудь женщины с ее мужем и после этого женился на ней, то такой выполненный юридически правильно развод, хотя и признается по шариату законным, но с точки зрения морали считается предосудительным. В этом случае шариат угрожает проклятием и мужчине, разрушившему чужую семью, и женщине, согласившейся потакать его страстям.

Если посторонние мужчина и женщина по ошибке имели близость между собой, считая друг друга мужем и женой, то женщина должна воздерживаться от супружеских отношений со своим настоящим мужем в течение срока идда (три месяца), чтобы выявить незаконную беременность. Если у женщины потерялся муж и она желает выйти замуж за другого, то она не может решать этот вопрос самостоятельно и обязана обратиться за его разрешением к духовному лицу.

Исламское право предусматривает и такое явление, как передача мужем жене своего права на развод. Существует три варианта такой передачи:

Тафуид – безвозвратная передача. Например, муж говорит жене: «Разводи себя сама» или «Оставляю право развода тебе», «Если пожелаешь, ты свободна». В этом случае жена может по своему усмотрению принять решение о разводе. При этом она должна сказать не «я освобождаю тебя» т.е. мужа, а «я освобождаю себя». Есть мнение (согласно книге «Фатава – и Кадыхан» Фахруддина Хасана б. Мансура (Кадыхан; ум. в 592/1196)), что право на развод может выступать как условие при заключении брака. Формулировка мужчины в этом случае будет примерно следующей: «Беру в жены с условием передачи тебе права на развод». Но в этом случае право на развод еще не дано, а только может быть дано, и жена еще не может воспользоваться им по своему желанию, поскольку еще не получила его. Но если брачная формулировка женщины изначально рассматривает право на развод как условие для заключения брака, например, «Выхожу за тебя замуж при условии передачи мне права на развод», и жених дает свое согласие, то жена может воспользоваться этим правом по своему желанию, т.е. она его уже имеет.

Представляется совершенно непонятным, для чего тогда вообще нужно заключать брак в этом случае? Для чего вообще нужно избирать этот путь, если установка на развод присутствует изначально, то есть люди, даже еще не возложившие свои руки на рало совместной семейной жизни, уже озираются назад? И при этом ислам смеет утверждать, что развод ненавистен Аллаху и крайне нежелателен в мусульманской практике. Нормативы этой самой «практики» свидетельствуют обратное: развод в исламе крайне желателен и удобен.

Тавкиль – доверительство. В этой ситуации муж может назначить жену своим доверенным лицом для совершения развода. Этот способ передачи права на развод отличается от первого тем, что муж может в любой момент лишить жену права быть своим доверительным лицом.

Тамлик – передача мужем права на развод жене через третье лицо или письменно. Жена, получив подобное уведомление, получает и право на развод.

Согласно нормам шариата, небеременная женщина, потерявшая мужа, обязана соблюдать траур в течение четырех месяцев и десяти дней. Только после окончания этого срока она может вторично выйти замуж. Если же на тот момент она была беременной, то период траура оканчивается с рождением ребенка. На время траура вдове запрещается надевать яркие броские наряды, использовать косметику, украшать себя и квартиру. При этом считается недопустимым даже малейшее отступление от указанных норм. Например, если женщина после окончания траурного срока повторно вышла замуж, но выяснилось, что первый муж умер позже, чем предполагалось, она должна развестись со вторым мужем и полностью выждать период траура.

Удивляет какое – то игривое и совершенно легкомысленное отношение к одному из ответственнейших и таинственных проявлений человеческих взаимоотношений. Лишение брака статуса «таинства», естественно, приводит к его десакрализации, что и позволяет исламу произвольно «жонглировать» им и прибегать к разводу при малейшей возможности. И что бы ни говорили мусульмане, но бесполезно искать прочности и искренности семейных отношений там, где разрешен «бесконечный развод». Поэтому – то Православная Церковь, призывая своих чад к максимально ответственному подходу в вопросе создания семьи, рассматривает второй брак уже как снисхождение к человеческой немощи. Третий же брак, как последнюю черту, которую человеку переступать запрещено.

Если муж и жена разводятся по причине физических или умственных отклонений, которые обнаружились после заключения брака, то шариат требует не афишировать этот развод. Как правило, супруги расходятся без оформления развода, используя самый простой способ – троекратный талак (ты для меня не жена). Если развод осуществляется по причине полового бессилия мужа, то он обязан отдать половину калыма (выкупа). Но если он не имел с женой супружеской близости, то при разводе жена не получает ничего. Если же имел, тогда при разводе жена получает весь калым (как сатисфакцию за дефлорацию). Хотя, по Корану, «непознанная» мужем жена при разводе получает половину оговоренного предбрачного дара: «если вы даете развод женам, к которым еще не прикасались, но обусловили предбрачный дар (калым), жены будут иметь право на половину обусловленного предбрачного дара от вас» (К.2:237).

Здесь интересно привести пример Кавказской практики времен имама Шамиля. Он в свое время при введении своих низамов (уложение, устав – 1830 – 40 гг.) отменил некоторые адаты (местные обычаи), противоречившие нормам шариата. Например, мужчины – горцы старались выгодно для себя использовать вышеприведенное положение о том, что женщина, не имевшая с мужем супружеских отношений, при разводе не получает ничего (по другой практике половину калыма). «Пользуясь этим правилом, горец, проживший не один год с женой, часто утверждал, что не вступал с ней в интимную связь, лишая тем самым свою бывшую жену половины причитавшейся ей суммы. Вопреки этому адату и даже строгим нормам шариата, низам Шамиля предусматривал, что муж, пробывший наедине со своей женой несколько минут, обязан предоставить ей при разводе полный калым. Шамиль подал и личный пример соблюдения этого правила: женившись на чеченской девушке, он сразу же по заключении брака развелся с ней, предоставив калым в полном размере, хотя и не оставался с женой наедине ни на одно мгновение»246.

В качестве весомого основания для развода считается вероотступничество (уход из ислама) одного из супругов. Если женщина, заключив брачный договор, разочаровалась в исламе еще до брачных отношений с мужем, то брак становится недействительным. Женщина, в случае своего возвращения в ислам, должна выждать период идда (3 месяца), только после этого ее прежний брак будет признан законным. Если же отступление от ислама произошло со стороны мужа, то его жена – мусульманка становится для него запретной (харам), так как, по шариату, мусульманка может выйти замуж только за мусульманина (К.60:10). Тогда как мужчина мусульманин может, кроме мусульманки, взять себе в жены христианку или иудейку.

«Следует отметить, что во всех случаях развода, кроме тех, которые обусловлены физическими и умственными недостатками мужа, права женщины ущемляются. И еще больше эти права ограничиваются морально – этическими нормами ислама. То есть даже и те (формальные) права, которые шариат обеспечивает женщине, обесцениваются теми общественными и психологическими барьерами, которые существуют в мусульманском обществе. Так, женщина часто отказывается самостоятельно поднять вопрос о разводе, даже если имеет для этого достаточно оснований, потому что общественное мнение, создаваемое под влиянием религии, может объявить этот поступок безнравственным, даже бесстыдным»247.

Женщины-махрамки по причине молочного вскармливания.

Сегодня среди мусульман существует следующая проблема – это проблема уединения мужчин с женщинами, с которыми Шариат запретил уединение. Немало встречаются и тех, кто спрашивают о дозволенности жениться или выйти замуж за того или иного человека.

Поэтому хотелось бы разъяснить: кто же является махрамом для мужчины и женщины?  Махрам – это тот, кто не имеет права жениться на женщине, это мужчина из числа ближайших родственников – таких, как отец, сын, брат, дядя и т.п.

Запрет на женитьбу на определённых женщинах делится на временный и постоянный запрет.

  1.  Мать жены (тёща). Всевышний в священном Коране говорит:

وَأُمَّهَاتُ نِسَائِكُمْ (سورة النساء آية 23)

Неожиданный шариат, Глава 10. Брак и семья в исламе  - читать, скачать

Смысл которого: « И запрещены вам матери ваших жён» (см. Тафсируль джалалайни, Коран – сура Ан-ниса, 23).

  1.  Дочь жены (падчерица), если была половая близость с её матерью. Всевышний в священном Коране говорит:

وَرَبَائِبُكُمُ اللَّاتِي فِي حُجُورِكُمْ مِنْ نِسَائِكُمُ اللَّاتِي دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَإِنْ لَمْ تَكُونُوا دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ (سورة النساء آية 23)

Смысл которого: « И дочь жены от другого, с которой была половая близость. А если же у вас не было половой близости, то вам разрешается жениться на их дочерях после того, как вы разойдётесь с их матерями» (см. Тафсируль джалалайни, Коран – Сура Ан-ниса, 23).

И не имеет разницы: эта дочь жены живёт с вами или отдельно. Она всё равно является для вас махрамкой.

  1. Жена отца (мачеха). Всевышний говорит в священном Коране:

وَلَا تَنْكِحُوا مَا نَكَحَ آَبَاؤُكُمْ مِنَ النِّسَاءِ إِلَّا مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَمَقْتًا وَسَاءَ سَبِيلًا (سورة النساء آية 22)

Смысл которого: «Не женитесь на тех женщинах, на которых женились ваши отцы, кроме того, что уже прошло (т.е. то, что прошло – прощается). Поистине, брак с ними является мерзостью и причиной гнева Всевышнего» (см. Тафсируль джалалайни, Коран – сура Ан-ниса, 22).

  1. Жена сына (невестка). Всевышний в священном Коране говорит:

وَحَلَائِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلَابِكُمْ  (سورة النساء آية 23)

Неожиданный шариат, Глава 10. Брак и семья в исламе  - читать, скачать

Смысл которого: « И жёны ваших  кровных сыновей (в отличие от усыновлённых)» (см. Тафсируль Джалалайни, Коран – сура Ан-ниса, 23).

Из этого толкования ясно, что жена усыновлённого сына исключается. Для женщин становятся махрамами по причине заключения брака: муж её матери, муж её дочери, сын её мужа, отец её мужа.

Если у обоих супругов имеются дети, к примеру, у мужа – сын, а у жены – дочь от прошлых браков, то их дети не считаются близкими родственниками, следовательно – они имеют полное право пожениться.

Запрещаются по причине молочного вскармливания семь видов женщин. Из них две упомянуты в священном Коране, а по хадисам и сунне Пророка (с.а.в.) присоединяются остальные пять. И это:

  1. Молочная мать, её мать и т.д.
  2. Молочная сестра – ею считается та, которая кормилась у твоей матери, или ты кормился у её матери, или вы (ты и она) кормились у одной и той же женщины.

Когда она кормилась у твоей матери, то она становится твоей махрамкой и для всех твоих братьев, но тебе дозволяется (не является махрамкой) её сестра, потому что она не кормилась у твоей матери.

Когда ты кормился у её матери, то становишься махрамом для неё и всех её сестёр, но она и её сестра не являются махрамками для твоих братьев, потому что они не кормились у твоей матери; и твои братья не кормились у их матери.

وَأُمَّهَاتُكُمُ اللَّاتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ مِنَ الرَّضَاعَة (سورة النساء آية 23)

Смысл которого: « И ваши матери, которые кормили вас (до истечения двух лет пять раз, как это разъясняет хадис) и ваши сёстры от кормления» (см. Тафсируль джалалайн, Коран – Сура Ан-ниса, 23).

  1. Дочь  молочного брата,
  2. Дочь  молочной сестры,
  3.  Молочная тётя со стороны отца (это та, которая кормилась вместе с твоим отцом),
  4. Молочная тётя со стороны матери (это та, которая кормилась вместе с твоей матерью),
  5. Молочная дочь  (это та, которая кормилась у твоей жены и ты для неё будешь  молочным отцом).

Также для женщин махрамами становятся: её  молочные отец,сын, брат, дядя  – как со стороны матери, так и со стороны отца.

  1. Молочная мать  жены, т.е. та, которая кормила твою жену,
  2. Молочная дочь  жены, т.е. та, которая кормилась у твоей жены,
  3. Жена  молочного отца,
  4. Жена  молочного сына , т.е. жена того, который кормился у твоей жены.

Родственники молочного сына (разиг!) кормилице являются чужими. Родственники же кормилицы молочному сыну являются родственниками.

В) Временный брак

Причины постоянного запрета.

Для постоянного запрета имеются три причины:

  1. По причине КРОВНОГО родства,
  2. По причине женитьбы,
  3. По причине грудного вскармливания.

Женщины-махрамы по причине родства.

Женщин-махрамок по причине родства семь:

  1. Мать, бабушка (МАТЬ матери, мать отца), прабабушка и т.д.,
  2. Дочь,  внучка (дочь сына, дочь дочери), правнучка и т.д.,
  3. Сестра родная, либо  сводная (со стороны отца, либо со стороны матери),
  4.  Племянница (дочь родного брата либо сводного (со стороны отца или  матери),
  5. Племянница (дочь родной сестры, либо сводной со стороны отца, или  матери),
  6. Сестра отца (тётя), также тётя отца (со стороны отца) и тётя матери (со стороны отца),
  7. Сестра матери (тётя), также тётя матери (со стороны матери) и тётя отца (со стороны матери).

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ وَخَالَاتُكُمْ وَبَنَاتُ الْأَخِ وَبَنَاتُ الْأُخْتِ ( سورة النساء آية 23)

Смысл которого: «И запрещено вам заключать брак с вашими матерями (туда входят и их матери (т.е. бабушки),  дочерьми (туда входят и дочери детей),  сёстрами (со стороны матери и отца), тётями со стороны отца (т.е. сёстры ваших отцов и дедушек),  тётями со стороны матери (т.е. сёстры ваших матерей и бабушек), дочерьми брата и дочерьми сестры (туда входят и их дети) (см. Тафсируль джалалайни, Коран – сура Ан-ниса, 23)».

Если заключить брак с вышеперечисленными женщинами, то их брак   считается недействительным и запретным. А если же человек будет убеждён в  допустимости брака с одной из них – то становится кафиром.

Женщине для брака запрещается её отец, отец отца (дедушка), отец матери (дедушка) и т.д. Также запретными для брака являются её сын, сына сын (внук), сын дочери (внук) и т.д. Запретным для неё также является брат, будь он родной или сводный (со стороны матери или со стороны отца). Также ей запретны сыновья её сестёр и братьев (племянники и племянницы), также  ей запретны братья отца (дяди), братья матери (дяди), дядя (со стороны отца) отца и дядя (со стороны отца) матери, дядя (со стороны матери) отца и дядя (со стороны матери) матери.

Женщины, которые временно являются для вас запрещёнными – это те, которые запрещены по определённым причинам. Когда уйдёт эта причина – уйдёт и запрет. Но если человек женится на женщине, которая временно запрещена – брак, заключенный в таком состоянии, считается недействительным. И ими являются:

  1. Объединять в браке двух сёстер (даже если они не родные, т. е. молочные). И разницы не имеет в запрете: женитесь вы одновременно на них, или на одной за другой. И если заключить брак одновременно на них обеих, то не считается действительным брак на них обеих. Если же заключить брак на одной за другой – то не считается действительным второй брак. В том случае, если первая умрёт или  развестись с ней, то по истечении срока идды, разрешается жениться на её сестре.
  2. Объединять в браке женщину и её тетю  (будь то со стороны отца или матери), племянницей (т.е. дочерью её сестры или брата, дочерьми их обоих (т.е. её сестры и брата), сыновей и дочерей.

Богословы установили правило, которое определяет тех, кого нельзя объединять в браке – и вот это правило: «Запрещается объединять в браке между теми женщинами, которые, если представить одну из этих обеих, мужчиной, то ему бы не разрешалось жениться на  другой». И это правило охватывает всех, кого мы упомянули.

ПОДРОБНОСТИ:   Нужно менять свидетельство о браке

Не являются махрамами, т.е. не являются теми, на которых Шариат  запрещает  жениться:

  1. Дочь мужа матери,
  2. Мать мужа матери,
  3. Мать жены отца,
  4. Дочь жены отца,
  5. Дочь мужа дочери,
  6. Мать мужа дочери,
  7. Мать жены сына,
  8. Дочь жены сына,
  9. Жена пасынка (жена сына одного из супругов),
  10. Жена отчима (жена мужа матери),
  11. Падчерица его ребёнка (дочь жены его рёбенка).

Мухаммад-Амин Магомедрасулов. Ибрагим Ибрагимов.

Кроме обыкновенного брака в исламе существует еще и, так называемый, временный брак (араб,

никах – уль – мут’а – «брак для удовольствия», перс.

«сигэ») (Википедия). Этот вид семейно – брачного договора шариата считается самым архаичным в исламе, имевшем место среди арабов еще во времена джахилии (язычество до ислама). Суть этого явления, которое, конечно же, только условно может быть названо браком, можно понять из самого наименования. Основными отличительными особенностями такой формы брачного соглашения от обычной является то, что при временном браке оговаривается срок, на который он заключается. Он может варьироваться от 1 часа до 99 лет. Присутствие при церемонии опекунов и свидетелей не считается обязательным. Отсутствуют наследственные обязательства в случае скоропостижной смерти одного из супругов, а также бракоразводный процесс, так как по истечении оговоренного срока брак автоматически считается расторгнутым. Женщины, состоящие во временном браке, обладают большей свободой, нежели те, которые находятся в постоянном. Но при этом «временная жена», естественно, теряет и в области своих прав и требований к мужу по сравнению с постоянной. «Временная жена» формально имеет право выходить из дому без разрешения своего «временного мужа», но если это как – то будет ущемлять его интересы, то она лишается этого права.

По шариату, если жена во время заключения временного брака выдвигает условие, по которому муж не должен иметь с ней супружеской близости, то такой брак считается законным, и муж должен выполнить это условие. Но если позже жена согласится на близость, то все же она не имеет права требовать от мужа средств, отдельного жилья, а также наследства из его состояния. Равно и муж не имеет права претендовать на имущество своей «временной жены».

Если после заключения временного брачного договора, в котором были оговорены его сроки и размер махра (выкуп, подарок), муж самовольно заключает постоянный брак и женщина соглашается с этим, то такой брак считается действительным. Если же она не соглашается на это, то он не признается за действительный. По шариату, трансформация временного брака в постоянный возможна только по обоюдному согласию.

Считается, что суннитское направление в исламе совершенно не признает этот вид брака и даже не квалифицирует его как брак. «Концепция временного брака противоречит Священному Корану и достоверной Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в которой содержится абсолютный (вплоть до Конца Света) запрет на временный брак. О том, что Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил временный брак известно, например, из следующих неопровержимых свидетельств. Посланник Всевышнего говорил: “Я [единожды] разрешил было вам временный брак [во время долгих и продолжительных походов]. Воистину, Господь запретил это [вплоть] до Конца Света” (св.х. Муслима, Ахмада и аль – Байхакы)»248.

Однако временный брак имеет место в шиитской ветви. Такой вариант брака может иметь место, если в отношениях «временных супругов» изначально не предвидится интимной близости. Такая ситуация возможна, например, когда пожилые люди соглашаются жить вместе с целью ухаживать друг за другом. Либо когда посторонняя женщина намерена помогать пожилому одинокому мужчине: готовить для него, стирать, вести домашнее хозяйство и т.д. Чтобы легализовать ее нахождение в доме чужого мужчины, что недопустимо по шариату, прибегают к такой форме «брака». Может сложиться и более комичная ситуация. Например, когда посторонней женщине необходимо по каким – либо причинам находиться в чужом доме, где присутствуют чужие для нее мужчины и несовершеннолетние мальчики, глава семьи (отец или дед) может на несколько часов или дней заключить временный брак (считается фиктивным) между этой женщиной и несовершеннолетним мальчиком. После этого женщина на оговоренное время становится для мужчин этой семьи махрама (не запретной, родственницей), при этом сам «несовершеннолетний временный муж» даже ничего не узнает об этом браке, т.е., что его женили. Надо полагать, если несовершеннолетний мальчик, умеющий отличать «хорошее от плохого», все – таки случайно узнает, что является мужем женщины, находящейся у них в доме, ситуации могут сложиться самые разные, и о дальнейшем развитии этих событий можно только догадываться.

В настоящее время практика временных браков существует в Иране, Ираке, Египте. В Иране, 60 % населения которого люди моложе 30 лет, правительство решило при помощи временных браков (при помощи легального блуда) бороться с добрачными сексуальными связями (с простым блудом). «В исламе есть решения любых вопросов, возникающих в жизни человека, – заявил, по данным СМИ, глава иранского МВД Мустафа Пур – Мохаммади. – Временные браки – достойный ответ на проблему добрачного секса»249. Для придания максимальной огласки институту временных браков правительство организует специальную программу. В ее рамках, в частности, будут проходить лекции в иранских учебных заведениях, на которых будут объясняться преимущества подобных браков.

В Египте же существует документ – ОРФИ, называемый египетскими мужчинами браком, но который, с юридической точки зрения, таковым не является. Туземцы – египтяне регулярно пользуются им для легального «общения» с приезжими туристками, так как в случае его отсутствия возможно преследование полицией. Учитывая строгие египетские нравы, даже перемещаясь в одном такси с посторонней женщиной, нужно быть готовым к полицейской проверке наличия такого контракта. Этот договор за 50 долларов заключается в юридической конторе при двух свидетелях. «Контракт ОРФИ ничего не гарантирует и служит разрешением на интимную жизнь, но у арабского мужчины по этому документу имеются права, в том числе права на общих детей, рожденных в данном союзе. Главное правило ОРФИ – мужчина всегда прав! Чтобы расторгнуть данный контракт мужчине достаточно произнести «Ты мне больше не жена» и аннулировать оба экземпляра этого документа. После расторжения ОРФИ не возникает никаких обязательств, в том числе на алименты. К тридцати годам у большинства арабов имеется по десятку таких контрактов. Нет ни одной арабки, которая была бы готова создать семью после заключения ОРФИ – договора»250.

Кроме этого вида лукавой исламской изворотливости, существует еще другая, – так называемый, тайный брак (скрытое многоженство или «пассажирская». На арабском звучит «Zauadj а1 – Мisyar»). Смысл этого вида брака в том, что не происходит обнародование брачного договора, даже если при нем присутствуют опекун и свидетели. Мужчина в таком браке может быть женат на одной или нескольких женщинах так, что никто не будет знать об этом, в том числе и сами жены. То есть следующая женщина даже не будет знать о том, что ее избранник уже женат и имеет детей. Жена при этом должна подписать письменный отказ от будущих детей и проживания с членами семьи мужа. И если в Саудовской Аравии женщины соглашаются на такую форму брака, то вот в Дубаи (ОАЭ) замужняя женщина должна дать согласие супругу на его брак с другой женщиной. В случае же повторной женитьбы мужа при отсутствии согласия его жены на этот брак, она имеет право подать на развод.

Однако согласно другой версии, брак считается действительным не только в случае, если при заключении никяха (брачного договора) мужчина не указал на наличие у него другой жены (жен), но даже и в том случае, если он заявил об отсутствии у него жен при их фактическом присутствии. То есть для расположения к себе женщины шариат разрешает мужчине безнаказанно использовать откровенную ложь, которая и становится первым камнем в основании шаткого здания мусульманской семьи. Это к вопросу о наличие в исламе представления о сакральной стороне семейных отношений.

Исламские правоведы (факихи) расходятся во мнениях относительно тайного брака. Часть из них хотя и считает его нежелательным, но вместе с тем оставляет за ним законный статус. Другая же часть не только осуждает его и признает недействительным, но и определяет наказание как врачующимся, так и свидетелям, согласившимся участвовать в нем. Согласно сунне Мухаммеда, брак (никях) обязательно должен быть обнародован: «Оповещайте о никяхе, делайте его в мечетях и бейте о нем в бубен» (передал Аль – Бухари, ибн Хаттаб, Аль – Хаким и другие от Айши). «Маликиты считают, что жениху приказывается развестись с той, на ком он женился тайно. И нет разницы, было у них совокупление или не было и сколько прошло времени. Брак обязательно расторгается, и к ним применяется постановление, аналогичное статье о прелюбодеянии, если было установлено, что они имели половую близость. Также наказываются два свидетеля, если они сокрыли факт подобного никяха по сговору жениха и невесты, или одного из них, или от кого – либо другого»251.

Г) Межполовая этика

По шариату, незнакомым мужчине и женщине запрещается не только смотреть друг на друга, но и просто находиться вдвоем в безлюдном месте даже для совершения молитвы. Мужчина также не имеет права смотреть на волосы и руки посторонней женщины. Однако мусульманину разрешается смотреть на лицо и руки «женщины Священного Писания» (христианки или иудейки), не переходя при этом известных пределов, то есть без возможности видеть другие части ее тела. Женщине же мусульманке шариат предписывает прятать свое тело и волосы от посторонних мужчин, желательно и от несовершеннолетних мальчиков, умеющих «отличать хорошее от плохого» (то есть уже имеющих некоторое представление об интимной жизни).

Здесь хотелось бы привести фрагмент из ответа Амра Халида на вопрос Марьям из Марокко о совмещении роли женщины в семье с ее активным участием в работе вне семьи. Указав на то, что при совместимости тех или иных профессий с нормами шариата, Халид говорит, что женщине никто не запрещает разнообразно участвовать не только в социальной деятельности, но даже в военных походах (муджахедка – мусульманка) по примеру Нусайбы бинт Каид, принимавшей участие в битве при Ухуд в 625 году. «Нам могут возразить, что женщина не имеет права находиться в обществе мужчин. Но ведь это не совсем объективный подход к вопросу… Когда речь идет о смешивании женщин и мужчин, надо иметь в виду, чтоб эта ситуация не приводила к несерьезным взаимоотношениям между полами. Пойми, моя сестра Марьям! Женщина должна держаться на почтительном расстоянии от мужчин, дабы соблюсти спокойствие сердец. Существует следующий вариант границ дозволенного во взаимоотношениях мужчин с женщинами:

Посторонний мужчина не имеет права смотреть на женщину, кроме ее лица и кистей рук, тем более, если это похотливый взгляд.

Ученые правоведы запрещают притрагиваться к посторонней женщине, кроме, конечно, необходимых случаев (при лечении больной и т.д.)

Посторонняя женщина и мужчина не имеют права общаться друг с другом, если только это не вызвано необходимостью (на работе, рынке, улице). Тема разговора должна быть целомудренной, при этом женщине запрещено специально приукрашивать тон своего голоса.

Посторонним мужчине и женщине не разрешается шутить и веселиться друг с другом.

Ислам запрещает находиться мужчине и женщине в помещении наедине. Пророк, мир ему, сказал: «Когда двое, мужчина и женщина, находятся одни, третьим с ними бывает шайтан”»252. (Техническая передача материала местами изменена в соответствии с русским языком – авт.)

Запрещается также видеть у посторонних интимные части тела (в том числе через стекло или отражение в воде). Видеть полностью тела друг друга могут муж и жена, а также те родственники, которые считаются махрам – не запретными друг для друга (мать и сын, отец и дочь). Тесть и невестка могут лицезреть только дозволенные части тела.

Шариат запрещает мужчинам смотреть на тело посторонних мужчин, равно и женщинам на тело посторонних женщин для получения чувственного удовольствия. Это запрещение распространяется также на портрет или фотографию знакомой или незнакомой женщины. Согласно нормам шариата, мысли об эстетическом наслаждении красотой человеческой фигуры в изобразительном искусстве или скульптуре, считаются недопустимыми. Ввиду этого смотреть на посторонних мужчин и женщин считается аморальным.

В случае если необходимо в медицинских целях совершить обследование чужого тела (поставить клизму, вымыть, осмотреть), то не рекомендуется прикасаться непосредственно к телу, а нужно постараться прикрыть человека и таким образом работать с ним. В случае телесного обследования врачу рекомендуется ограничиться лишь визуальным осмотром. Но при необходимости разрешается и осязательный контакт, однако, без его сочетания с визуальным (не глядя). Интимные части тела пациента врачу осматривать не запрещено, но рекомендуется это делать через зеркало.

Д) Определение совершеннолетия

Принцип определения совершеннолетия, по шариату, достаточно прост. Учитывая отсутствие общего мнения в этом вопросе среди ведущих мазхабов как суннитского, так и шиитского направления, признаки достижения совершеннолетия сводятся к следующему:

Вырастание грубых волос в нижней части живота

Выделение семени

Достижение 15 лет для мальчиков и 9 лет для девочек

При этом появление волос на лице, груди, подмышками, а также «ломание» голоса по шариату не относится к признакам, указывающим на наступление совершеннолетия. Персидский поэт XII века Саади Ширази, помимо указанных признаков, главным свойством совершеннолетия называл богоугождение. Не проходящий же по этому признаку не является совершеннолетним.

По наступлении совершеннолетия человек становится мукаллафом, то есть шариатообязанным, и должен сознательно подчинить себя требованиям всего «божественного закона». Естественно, в случае нарушения норм ислама, совершеннолетний уже будет подлежать взысканию как после смерти (в жизни дальней), так и здесь (в жизни ближайшей) соответственно степени и природе преступления.

Совершеннолетними считаются люди в возрасте от 16 до 34 лет; возраст от 34 до 51 года носит название «кухул» (взрослый, средних лет), термин «шейх» употребляется для обозначения более пожилого возраста.

Е) Происхождение

В исламском праве в отношении отца известны только законные дети и незаконные (внебрачные). При этом исламские суды не знают в своей практике процессов узаконивания внебрачных детей, усыновления или удочерения и вообще не имеют полномочий формально узаконивать родственные связи, фактически не являющиеся законными.

Основанием для установления законного отцовства является брак, а также физическая близость с рабыней. Отцовство устанавливается путем доказательства или юридической презумпции, т.е. ребенок был зачат от данного мужчины женщиной, которая на момент зачатия была его законной женой или которую он мог таковой считать. При этом оговаривается и срок, после которого можно устанавливать законное происхождение ребенка, это 6 месяцев после заключения брака (минимальный срок беременности). Относительно же максимального срока «в мусульманском праве имеется любопытная теория о так называемом дремлющем младенце (в утробе матери). В соответствии с этой теорией признается законным ребенок, родившийся в результате беременности, срок которой исчисляется не месяцами, а годами (от двух до семи лет)»253.

Не имея практики усыновления внебрачного ребенка, мусульманское право, тем не менее, разрешает подачу исков о признании законного отцовства. Для этого достаточно, чтобы мужчина, который бы мог быть законным отцом ребенка, заявил в присутствии двух свидетелей, что он таковым является. При этом необходимо наличие естественного возрастного соотношения, которое бывает между ребенком и его отцом. Это признание законности ребенка имеет значение не только для него, но и для его матери, если она наложница. Будучи признана законной матерью, она переходит в промежуточное положение между рабством и свободным состоянием.

При отсутствии практики усыновления или удочерения, в исламе широко используется воспитание, например, племянников на правах своих собственных детей. Судебная же практика мусульман признала за такими воспитанниками законные права наследования имущества: одну треть имущества их приемного отца. Коран очень подробно оговаривает детали наследования имущества. «Относительно детей: а. сыну – долю, подобную доле двух дочерей, если дети – сыновья и дочери, б. если же они (дети) – женщины, числом более двух, то им – две трети наследства, в. если умерший оставил одну дочь, то ей – половина того, что он оставил. Относительно родителей: а. родителям его, каждому из двух, – одна шестая, если у него есть ребенок (сын или дочь), б. если у него нет детей, и ему наследуют только родители, то матери – одна треть, а отцу – остальное. Если у него есть братья и сестры, то мать наследует одну шестую, отец получает остальное, чтобы содержать братьев и сестер. Эти доли даются после того, как вычтено все завещанное им по шариату и уплачены долги.

а. Мужу – половина наследства жены, если у нее нет ребенка от него или от другого (мужа), б. если же у нее есть ребенок, то мужу – одна четвертая того, что она оставила, после выдачи завещанного и уплаты долга, в. жене (одной или нескольким) – одна четвертая того, что оставил муж, если у него нет ребенка от нее (или от других жен), г. если же у него есть ребенок, то жене (или женам) – одна восьмая его наследства после выдачи завещанного, которое он завещает, или уплаты долга. Внук от сына наследует, как сын, в соответствии с вышеуказанным, д. если умер мужчина (или женщина), и у него (у нее) нет ни сына, ни отца, а есть только сестра или брат по матери, то каждому из них – одна шестая. А если их больше этого, то они все (братья и сестры со стороны матери) получают одну треть наследства после уплаты долга и уплаты завещанного» (К.4:11,12).

ПОДРОБНОСТИ:   Гражданство Норвегии через брак

Найденыш, происхождение которого неизвестно, считается свободнорожденным. Он должен быть воспитан в мусульманстве жителями той местности, где он был обнаружен, причем попечение о нем ложится на того, кто первый его обнаружил. Если право на это оспаривают несколько человек, то выбор осуществляется по жребию. Если же обнаружится мать ребенка, то он переходит на ее содержание.

В обязанность матери входит хадана (пестование ребенка, воспитание), кормление грудью (как минимум первые два года «Матери кормят своих детей два полных года» (К.2:233)), а если отец оказывается малообеспеченным, и содержание ребенка. Длительность хаданы соответствует сроку обязанности отца содержать ребенка: от рождения до наступления половой зрелости для сыновей, а для дочерей – до их фактического вступления в брак. Лицо, в обязанность которого входит выполнение хаданы, может от нее отказаться (даже мать), если для этого существует другая приемлемая кандидатура. Воспитательница может быть лишена права выполнения хаданы, если она вновь вышла замуж или оказывает дурное воздействие на ребенка, а также если она поселилась на расстоянии 120 километров от места жительства отца, лишая его, таким образом, возможности осуществления своей отцовской власти.

Ж) Опека

Каждый взрослый мусульманин, кроме своих детей, обязан также содержать деда и бабку, но при условии, что они не могут обеспечивать сами себя. При этом не оговаривается ни количество расходов, ни сам способ содержания. Все это полностью зависит от сына или внука и может заключаться в самом необходимом. В случае жалобы опекаемых родственников на недостаточное о них попечение, шариат предписывает всякому, в чьи обязанности входит это попечение, немедленно удовлетворить всем необходимым. В случае нужды и невозможности осуществить помощь, предписывается продать часть имущества (движимого или недвижимого) и обеспечить нуждающихся родственников. Дети обязаны с почтением относиться к родителям, должны навещать их в праздники (по крайней мере каждые семь лет), писать им письма, дарить подарки. Согласно хадису Мухаммеда, даже простое уважительное воззрение на своих родителей приравнивается к ибадату (поклонению Аллаху).

По шариату существует три вида патернализма (опеки):

Опека для заключения брака, осуществляемая по отношению к несовершеннолетним, умалишенным обоего пола, а также для оказания помощи взрослой женщине находящейся в здравом рассудке при совершении брачного договора.

Опека над несовершеннолетним в целях его воспитания.

Опека над имуществом несовершеннолетнего. По шариату только совершеннолетний вправе распоряжаться своим имуществом.

Также различаются три категории опекунов:

Естественные (по праву родства)

По духовному завещанию

Назначенные правомочными государственными органами

Опекуном может быть совершеннолетний мусульманин, дееспособный и добропорядочный. Несовершеннолетие считается основанием для установления брачной опеки, если нет отца или деда. Опекун назначается судьей (кади). Назначение опекуна должно соответствовать закону (шариату) и служить для блага опекаемого. При этом учитывается возраст, пол, вероисповедание несовершеннолетнего, а также личное имущественное положение и способности потенциального опекуна, степень его родства с опекаемым, желания (если таковые имеются) его покойного родителя и отношения, существующие, либо ранее существовавшие между предполагаемым опекуном и возможным опекаемым и его имуществом. Судья может по заявлению заинтересованных лиц сменить опекуна, назначенного им по духовному завещанию или по иному документу. Если опекун неспособен к несению своих обязанностей, либо недостойно обращается с опекаемым, проявляет недостаточно внимания к его нуждам, при уличении опекуна в безнравственном, опорочивающем имя опекуна поступке, а также в случае переезда опекуна за пределы юрисдикции судьи.

Допускается наличие двух или нескольких опекунов одновременно. Однако если несовершеннолетний достиг достаточного возраста и имеет сознательное предпочтение того или иного опекуна, то кади может учесть его пожелание. Над несовершеннолетним и его имуществом могут быть назначены отдельные опекуны. Если несовершеннолетний владеет несколькими видами имущества, судья может, если посчитает нужным, назначить отдельного опекуна над каждым видом его имущества. Если опекун пожелает сложить с себя возложенную на него обязанность, то может обратиться к судье с этой просьбой. Если просьба окажется основательной, судья должен ей удовлетворить. Перед снятием с человека полномочий опекунства судья может потребовать от него имущество, принадлежащее опекаемому и находящееся в его распоряжении. По передаче имущества и отчетов, судья может снять с него полномочия опекунства. При этом ответственность за его неправильные действия в период опекунства с него не снимается. Назначение опекуна против воли последнего не допускается.

Опекунство не назначается:

Над несовершеннолетней, состоящей в замужестве, муж которой, по мнению судьи вполне может заменить опекуна. И это несмотря на то, что шариат выставляет запрет на заключение брака для несовершеннолетней.

Над несовершеннолетним при жизни его отца, который, по мнению судьи, может заменить опекуна.

Шариат допускает назначение на опекунство и представительниц женской части уммы, если они знакомы с его законами. Женщина, назначенная на опекунство, теряет это право:

Если она не проявляет достаточной заботы о ребенке.

Если она уличена в открытом разврате.

Если она проживает не в местожительстве отца, кроме разведенной жены, которая имеет право взять своих детей на жительство к себе при условии, что это будет одновременно то место, где был заключен брак.

Опекуну запрещается извлекать личную выгоду из своего положения. Это касается всех имущественных сделок между ним и опекаемым во все время опеки, и даже некоторое время после нее. Опекун осуществляет надзор за опекаемым, заботится о его содержании, образовании и обо всем, что предусмотрено законом. Никакой гратификации за опекунство опекуну не полагается. Опекун должен вести подробный отчет по управлению имуществом несовершеннолетнего (опекаемого). Во время же малолетства опекаемого от опекуна никаких отчетов не требуется, разве что по требованию судьи или государственных органов для удостоверения в добропорядочности опекуна. Достигнув совершеннолетия, опекаемый может потребовать отчет у своего опекуна во всех его действиях на протяжении всего периода опеки.

З) Воспитание

Регламентация вопроса о воспитании детей в исламе, хотя и исходит из общечеловеческих представлений об этом предмете, но как и во всех остальных случаях, не оставляет его без своей, сугубо исламской корректировки. Воспитание по исламу должно преследовать своей целью исправление и научение ребенка. Сведение воспитания только к физическому наказанию, представляется неверным и считается распространенной ошибкой, несмотря на то, что физические побои все – таки признаются благом для воспитанника. Исправление представляется естественной воспитательной необходимостью, где искоренение ошибки считается наградой и блестящим успехом в воспитательном процессе.

Первым шагом на пути исправления является установление причины той или иной ошибки, истоков ее происхождения. По исламу существует три причины, по которым дети совершают свой ошибки и поползновения:

Идейная, т.е. основанная либо на совершенном незнании ребенком предмета, либо на его искаженном представлении о норме (ошибка по незнанию).

Практическая (эмпирическая), т.е. отсутствие у ребенка жизненного опыта.

Индивидуально – психологическая, т.е. по причине упрямства происходит намеренное совершение предосудительного поступка.

Соответственно источнику (природе) происхождения нарушения, следует использовать и методы его исправления. Способом исправления ошибки ребенка по его незнанию, является правильное обучение, основанное на мягкости и нежности. В качестве примера приводится поступок Мухаммеда, спокойно поправившего одного бедуина, помочившегося в мечети. Когда люди за этот поступок накинулись на несчастного, Мухаммед велел оставить его. «Бедуин сказал: клянусь Аллахом, он не кричал на меня и не назвал меня нечестивым, а в действительности сказал: поистине это мечети – то есть дома Аллаха – не годятся для такого. Потом сказал: клянусь Аллахом, я не видел учителя лучше, чем он ни до него, ни после него»254. Таким образом, считается, что исправление незнания ребенка должно основываться на доброте и приличии.

Исправление ошибки, допущенной ребенком вследствие отсутствия у него опыта в каком – либо деле, происходит при помощи собственного примера.

Если же причина ошибки имеет преднамеренный характер, то есть когда наказание становится неизбежным, то и здесь существует своя постепенная градация. Первым ее шагом является устрашение самим предметом наказания. Для этого предписывается вешать на открытом месте плеть или палку, чтобы таким образом заставить непослушное дитя задуматься и пересмотреть свое отношение к делу. По этому поводу существует несколько хадисов: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел вешать плетку в доме» (Бухари от Ибн Аббаса. Хадис хороший). «Повесьте плетку там, где ее видят обитатели дома, ибо она воспитание для них» (Абду – р – Раззак и Ат – Тобарани от Ибн Аббаса).

Вторым этапом считается сжимание уха ребенка, причем «сжимание» следует отличать от «дергания» или «выворачивания» уха.

Третьим этапом идет непосредственно побивание, которое считается самым эффективным способом ломания упрямства. Но и здесь не все так просто. Сам процесс порки имеет несколько аспектов, о которых нельзя забывать. Во – первых, пороть ребенка разрешается только по достижении им десятилетнего возраста. Раньше наступления этого срока бить ребенка нельзя. Это также подтверждается специальным хадисом: «Велите своим сыновьям намазом, когда они (будут в возрасте) семи лет. И побивайте их за это, когда они будут в возрасте десяти лет» (Имам Дауд). Это касается как родного ребенка, так и воспитанника (сироты). Оговаривая частоту применения этого вида наказания, приводится его сравнение с солью, которой, для придания пище вкуса, используется немного. Также и побои не должны быть частыми, поскольку тело ребенка может привыкнуть к ним, в результате они могут утратить свою воспитательную и исправительную ценность. При этом вымещение своей личной злобы и мести в процессе побоев ребенка считается недопустимым.

Вторым правилом физического наказания детей является установление количества ударов, которое не должно превышать десяти. «Нет наказания выше десяти ударов. Исключая, если это будет в хадде из худудов Аллаха» (Абдур – Раззака). Иными словами, запрет на превышение количества десяти ударов касается только воспитания детей, но не распространяется на нормы шариата, связанные с наказанием за правонарушения. Судья (кади) аль – Фурейх считает, что за Коран (то есть за невыученное задание по изучению Корана) ребенку нельзя наносить больше трех ударов.

К третьему же правилу относится то, чтобы родитель (воспитатель) использовал для порки только разрешенные для этого орудия, а именно, плеть или палку. Никакими случайными предметами пользоваться нельзя, особенно если они могут порвать кожу. Бить разрешается только по внешней части кожи, ни в коем случае не проникая внутрь. Удар, который рассекает кожу и бьет по мясу, считается противоречащим нормам Корана и является запрещенным. Ввиду этого плетка или палка должны быть соответствующего размера, то есть не слишком толстыми и не слишком тонкими, а также умеренной влажности. Рассказывается, что один «мужчина признался в прелюбодеянии в эпоху Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он велел принести плеть. Ему принесли плеть,…и сказал больше этого. Ему принесли новую плеть, на которой плоды не были сорваны, и сказал: между этими обоими. И принесли плеть, которая была мягкой… велел, и был отстеган»255.

Что касается самого битья, то и здесь различают три правила. Во – первых, нельзя бить в одно и то же место, причиняя тем невыносимую боль. Битье должно быть рассеянным, по разным частям тела (кроме лица и гениталий, а у ханифитов вообще головы). Самыми оптимальными местами для нанесения ударов признаются ноги и внутренние части кистей рук (ладони). Во – вторых, между ударами необходимо выждать некоторое время, чтобы битье не было непрерывным, и могла остыть боль предыдущего удара. И, в – третьих, в процессе побивания запрещается хлестать со всей силы. При нанесении удара руку необходимо поднимать так, чтобы не обнажалась белизна подмышек бьющего.

Ислам также содержит некоторые обряды, связанные с рождением детей. Первое, что необходимо сделать новорожденному, это прочитать ему на ухо азан (призыв на молитву). «Объясняется это желательностью того, чтобы первыми словами, которые услышит ребенок, были слова, возвеличивающие Аллаха и свидетельствующие о Его единовластном господстве. Также известно, что слова азана прогоняют шайтана» (Ибн аль – Къайим)256. Есть также хадисы, говорящие о том, что в одно ухо младенцу нужно читать азан, а в другое икамат (икъам – оповещение о начале молитвы), однако они признаются недостоверными. Хотя Умар ибн ‘Абдуль – ‘Азиз произносил икамат вместе со словами азана в ухо младенцу (см. “Нейлюль – Аутар” 5/162). Несмотря на наличие в исламе различных хадисов на эту тему, многие из них считаются либо недостоверными, либо прямо ложными. Например, такой хадис: «Если у человека родился ребенок и он произнес азан ему в правое ухо, а икъама в левое, то ему не причинит вреда джин по имени Умм Сыбьян» (Абу Я’ля 6747, аль – Байхакъи 15/99, Ибн ас – Сунни 1/173). Аль – Байхакъи, аль – Хайсами, аль – Бусайри и другие назвали этот хадис слабым, но шейх аль – Альбани не согласился с этим мнением и прямо назвал хадис ложным, так как в его иснаде (цепи передатчиков) присутствовали два человека (Яхья ибн аль – ‘Аля и Маруан ибн Салим), которых уже обвиняли в фабрикации хадисов.

Короче говоря, мусульмане сами признают, что «нет ничего достоверного в шариате относительно произнесения слов азана и икъама в ухо новорожденного ни от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого – либо из числа саляфов. По этой причине передается, что имам Малик порицал этот поступок»257. Тем не менее, это действие считается дозволенным, несмотря на свою крайне слабую основу (слабые хадисы).

Другой известной в исламе традицией является – ат – тахник. Эта церемония включает в себя разжевывание финика и протирание образовавшейся кашицей нёба младенца. Это делается либо сразу после рождения, либо через некоторое время после него. Считается, что так делал сам Мухаммед. Согласно словам Айши, к нему приносили новорожденных младенцев, и Мухаммед протирал им нёбо разжеванным фиником (Муслим). Если под рукой нет сушеного финика, то можно использовать свежий или что – нибудь сладкое (Ибн Хайр. См.“Фатхуль – Бари” 9/588). При этом, упоминая о призывании на младенца благословения Аллаха, о смысле самого протирания фиником ничего не говорится. Вероятно, необходимость этого действия вызвана только лишь примером Мухаммеда (сунной).

Нарекать имя ребенку в исламе принято на седьмой день после его рождения: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал нарекать именем ребенка на седьмой день после рождения…” (ат – Тирмизи 2832. Хадис хороший). Имя должно быть красивым и достойным по своему значению. «Желательно называть ребенка именем, указывающим на его принадлежность к рабам Аллаха. Это имена, начинающиеся с ‘Абд (раб), и затем это прибавляется к одному из прекраснейших имен Аллаха. От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – это ‘Абду – Ллах (раб Аллаха) и ‘Абдур – Рахман (раб Милостивого)». (Муслим 2/1682)258. Предпочтение в выборе имен обычно отдается именам пророков либо сподвижников Мухаммеда, а также вообще достойных людей. К запрещенным именам относятся те, которые содержат указание на многобожие или принадлежность кому – либо, кроме Аллаха, например: Абдун – Набий (раб пророка), ‘Абдур – Расуль (раб посланника) и т.п. Также мусульманам запрещено носить имена, характерные для немусульман (неверующих), например: Аркадий, Джордж, Сьюзен и т.д. Категорически запрещено давать имена христианских апостолов: Иоанн, Павел, Петр, Матфей. Недопустимо, с точки зрения ислама, использование имен тиранов и злодеев, известных своей порочной жизнью, а также имен, несущих в себе отрицательный смысл. К допустимым именам относятся имена ветхозаветных пророков, а из Нового Завета – Иисус и Мария. Но произношение должно быть исключительно арабским: Ибрагим (Авраам), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус), Марьям (Мария) и т.д.

К седьмому дню жизни ребенка также приурочено жертвоприношение в знак благодарности Аллаху за дарование ребенка. Эта церемония носит название – ‘акьикьа. Естественно по этому поводу существует специальный хадис, в котором Мухаммед говорит, что «за каждого новорожденного следует приносить жертву (‘акьикьа) на седьмой день после его рождения». (Абу Дауд 8/38, Ибн Маджа 3165. Хадис достоверный). Большинство исламских ученых солидарны во мнении, что за младенца мужского пола полагается заколоть двух овец, за младенца женского пола – одну. В качестве допустимых жертвенных животных принимаются овцы или козы, а также крупный рогатый скот, хотя о последнем ничего не говорится. Принесение птицы в качестве жертвы не считается действительным. Церемонию акьикьа должен совершить отец или близкий родственник. Что касается статуса акъикъи как обязательного предписания, то ученые не единогласны в этом. Оптимальным считается мнение, что акьикьа является обязательной для тех, кто может ее себе позволить.

Также с седьмым днем связано бритье головы ребенка. Предписывается сначала брить правую сторону, затем левую. Этот обряд необходимо совершить после принесения жертвы (акьикьа). После этого волосы взвешиваются и в соответствии с их весом выплачивается милостыня (золотом или серебром – зависит об благосостояния). Другим обрядом, имеющим отношение к детскому возрасту, является обрезание (суннат). При всем при этом мусульманину важно помнить, что «забота о своем имуществе и своих детях не должна отвлекать вас от поминания Аллаха и исполнения Его предписаний» (К.63:9).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector