Преступление и наказание какие проблемы поднимаются в романе

Проблемы общества в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Роман Достоевского «Преступление и наказание», проблематика которого нас интересует, является одним из важнейших образцов русской литературы, поскольку в нем были затронуты глобальные жизненные вопросы и проблемы. Перед читателем раскрывается сложный мир исканий, внутренних переживаний, стремлений героев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой.

Описывается их духовное падение и следующее за ним возрождение в романе «Преступление и наказание». Проблематика этого произведения заставляет о многом задуматься. Удивительной глубиной раскрытия конфликтов и человеческих характеров поражает этот роман. В нем Ф. М. Достоевский описал возвышенные идеи и стремления. Все это и по сей день волнует множество читателей.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Рассказывая историю заблудшей души, впоследствии преображенной, писатель не просто описывает сложный путь, который прошел герой, путь ошибок, терзаний и раскаяния. Ф. М. Достоевский (портрет его представлен в статье) проводит нас противоречивым и трудным путем поиска ответов на нравственные вопросы, близкие всем, но вместе с тем такие сложные.

Почему люди достойные — умные, благородные, честные, добрые — должны погибать в нищете, при этом подвергаясь унижению со стороны глупых, жестоких, подлых, ничтожных людей, живущих в богатстве и роскоши? Чем же провинились бедные дети? Ведь они вынуждены страдать и мучиться от болезней и голода. Что оправдывает существование такого порядка в мире и как его можно изменить?

В чем предназначение человека? Почему есть разделение на «право имеющих», которые могут преступать моральные устои, и «тварей дрожащих», которым это запрещено? Все эти вопросы поднимает автор в романе «Преступление и наказание». Проблематика его во многом раскрывается на примере жизненного пути Родиона Раскольникова.

Не только трагичностью поражают события романа, но и предельной правдивостью. Благодаря этому волнение и сопереживание в сердцах читателей вызывают терзания героя, его противоречия и нравственные колебания. Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем.

Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства. Родиону приснился ребенок, который смотрит, как загнанную лошадь жестоко избивают. Хозяин в тупой злобе забивает насмерть животное. И в душе Раскольникова, как и в душе каждого из нас, появляется протест против этого неоправданного убийства, возмущение жестокостью, а также сочувствие чужой боли.

Другие образы в романе «Преступление и наказание» позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: «Станьте солнцем — и вас увидят». Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Подводя итог вечным вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа «Преступление и наказание».

В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем.

Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам — “униженным и оскорбленным”, — не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость.

Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен.

Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником — спасителем души человеческой — является Сонечка Мармеладова.

Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”.

Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “. голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”.

Безропотная, беззащитная Сонечка Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе — Катерине Ивановне.

Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня — “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту.

“Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо.

Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников вот-вот “погибнет” во мраке тьмы, бед и страданий, но вот появляется Соня.

Эта сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка одевает свой зеленый платок — символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться!

ПОДРОБНОСТИ:   ГОСТ по делопроизводству и документообороту 2019

При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным представить эту девушку другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сильной душе. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от “уничтожения” нашего героя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Сонечка — это как “луч света” в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мар-меладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним.

Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вместе с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось.

Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство — чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к появлению нравственности. Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность должна жить в душе каждого человека, как живет она в Соне.

88451 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Нравственность в романе «Преступление и наказание»

Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех… муках людских… Этот человек — Достоевский », — писал М. Горький. «Преступление и наказание » — самый значительный и совершенный роман писателя, в котором с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного строем капиталистического общества на одиночество и страдание.

Роль снов в произведении

Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение.

И в идеологическом романе «Преступление и наказание» она имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента.

Великое творение Федора Михайловича Достоевского роман «Преступление и наказание» по истине занимает важное место не только в творчестве писателя, но и в мировой литературе.

В романе раскрываются проблемы той России, нищей и грязной, которая побуждала людей совершать нечеловеческие поступки и терять смысл жизни. Достоевский пишет о бедных и беспомощных людях, об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя принадлежал к высшему сословию. Он знал жизнь не понаслышке и прекрасно понимал своих героев.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В обществе возникает множество различных проблем, но одной из ведущих проблем является вопрос о жизненных приоритетах. Так, в романе «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников по началу ставил превыше всего деньги, а потом уже все остальное. Но не только ради денег он совершил убийство.

В чем же идея проблемы жизненных приоритетов? Необходимо выбрать для себя — что важнее? Что ставить на первое место. Герой на протяжении всего рассказа претерпевает ряд изменений, постепенно меняется, и вместе с ним меняются и его приоритеты. Как в любом человеке с честью и душой, совесть диктует поступать так или иначе.

Нищета — так же вечная проблема русского общества. Из-за нищеты люди идут на самые непредсказуемые поступки, о которых жалеют и за которые расплачиваются всю жизнь.

Люди, в романе, не могут заработать деньги на своё существование. И сознание этого провоцирует людей к тому, что постепенно, они опускаются ниже и ниже, занимаются проституцией, воровством. Примером этому служит Мармеладов, проводивший всё своё свободное время в распивочных, не заботясь о своей жене и детях, находящихся в бедственном материальном положении. Соня Мармеладова так же деградировалась, доставая деньги быстрым путём – проституцией.

Неужели кроме денег ничего святого больше нет? А как же чувства? Достоевский не мог оставить в стороне самое ценное достояние человечества. Всё же среди жестокости этого мира не умерли чувства сострадания и любви. Соня искренне любит Родиона Раскольникова, доверяет ему и пытается ему помочь, несмотря на признания в убийствах старухи-процентщицы и Лизаветы.

была красива и умна, и к тому же не имела денег. Лужин хотел, что бы Дунечка и её мать полностью зависели от него материально: “…Ошибка была ещё, кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал, — думал он, грустно возвращаясь в каморку Лебезятникова, — и с чего, чёрт возьми, я так ожидовел? Тут даже и расчёта никакого не было! Я думал их в чёрном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!”

Нельзя не сказать об еще одной проблеме, затронутой Достоевским в своем произведении. Это сам город – Санкт-Петербург, где и происходят все события. Петербург играет очень важную роль в романе. Этот город усугубляет жизнь человека, влияет на его психику, разрушая её: “…На улицах жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

“Вся обстановка на улицах города, хаос, царивший в нём, люди, населяющие этот город, — всё это может подтолкнуть человека к суицидному настроению: “…Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали отвратительный и грустный калорит картины.”

Санкт-Петербург известен всем, как пышный и величественный город, с красивой архитектурой, дворцами и парками. Но на страницах романа нам представлен тот Петербург, который не может не вызвать жалости и отвращения одновременно. Жалости к тем людям, которые населяют большую часть города, жалости к их бесперспективности и безысходности. И отвращение к тем, кто полностью деградировался, растрачивая свои последние гроши в зловонных распивочных.

Великое достояние русской литературы роман Достоевского «Преступление и наказание» по истине учит человека нравственности, ценности, духовному возвышению человека не только людей XIX века, но и современное поколение. Обидно, что некоторые люди, прочитав роман, не понимают смысла и идейного содержания романа.

Ю. Селезнев, вдумчивый и глубокий исследователь творчества великого мастера русской прозы, так завершил одну из глав своей книги «В мире Достоевского» (1980): «Идея Достоевского «красота спасет мир», по нашему убеждению, есть в конечном счете прямое отражение в идейно-образном мире писателя его непреходящей веры в духовную красоту народа».

Достоевский как нельзя лучше передал проблемы народа и общества. И из всего этого вытекает извечный вопрос Руси: “Что делать?”

lib.repetitors.eu

Путь Родиона Раскольникова

Родион Раскольников, герой Достоевского, который не хочет вести жалкое существование среди так называемых «тварей дрожащих», не способных ничего изменить в мире, пытается себя приписать к разряду наполеонов, которым все дозволено, которые презирают действующие законы и могут устанавливать свои. Однако этот путь оказывается не таким простым.

Себя Раскольников относит к «избранным» и жаждет доказать это самому себе и окружающим. Возможно, внутренняя борьба этого героя и могла закончиться по-другому. Может быть, он не решился бы все-таки на осуществление своего жестокого плана. Однако именно тогда он узнает еще об одной несправедливости — бедственном положении своей матери, а также о готовности сестры стать жертвой — выйти за нелюбимого замуж.

ПОДРОБНОСТИ:   Какой штраф за неоформление трудовых отношений

Жестокость в реальной жизни

Таким образом, Раскольников на самом деле обладает чуткой, доброй душой. А вот поведение хозяина лошади типично в романе «Преступление и наказание». Проблематика этого эпизода относится, конечно, не только к издевательству над животным. Ведь точно так же жестока, несправедлива и груба жизнь множества людей, которые вынуждены терпеть от хозяев жизни притеснения.

Эти жестокие люди унижают, угнетают их, могут даже убить, если захотят. И действительно убивают — морально, если не физически. Ведь что представляет собой существование несчастных людей, подобных Соне Мармеладовой, семье Родиона, если не медленную смерть? Раскольников, проснувшись, ужасается прежде всего не сцене убийства лошади, а задуманному им плану.

Раскольников наблюдает гибель семьи, дошедшее до крайней степени унижение Сони, которая вынуждена торговать телом для того, чтобы прокормить брата и сестер. После этого смутные представления Родиона о том, что процентщицу необходимо убить, превращаются в развернутую теорию об избранных и безропотно подчиняющихся.

Нравственная проблематика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Это роман «Преступление и наказание». В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: «Пишу роман о современном преступлении». Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным.

Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н. Чернышевского «Что делать?»). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации. И — что самое главное — русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его «среда заела». Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они?

Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования «сверхлюдей», то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той «дрожащей твари», о которой размышляет Раскольников.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог.

Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Ф. М. Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей.

Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Ф. М. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи.

«Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?» — спрашивает Россию Ф. М. Достоевский и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.

К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников — студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.

Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека.

Что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянного нравственного неудовлетворения своим поступком.

Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и становится человеком, осознающим, что есть нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.

Но самое страшное наказание для человека состоит в том, что он утрачивает возможность быть с людьми. Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным «теорией», Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он «вынужден» убить беременную Лизавету.

Может ли преступник вернуться к нормальной жизни? И да, и нет. Может, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех «теорий», которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова. Но Ф. М. Достоевский показывает нам и Старогина, который готов пойти на самоубийство, чтобы доказать самому себе, что сможет распоряжаться собственной жизнью. Но что ждет этих преступников за порогом смерти?

Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: «. он был в раздражительном и напряженном состоянии. углубился в себя и уединился от всех. » На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.

Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой за думал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужой беде.

Жми и сохраняй . И у вас уже есть готовое домашнее задание. Помощь в написании домашних заданий Литературные эссе Все произведения Вещество сингулярно ускоряет взрыв вне зависимости от предсказаний самосогласованной теоретической модели явления. Атом масштабирует. Все эссе. Софи Жермен (Marie-Sophie Germain) (1 апреля 1776 — 27 июня 1831) — французский математик, философ и механик.

Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира.

ПОДРОБНОСТИ:   Какой силой затягивать головку блока

Все эссе. 1. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает: А) пафос; Б) иносказание; В) лиричность.

Проблемы поднятые в преступлении и наказании

Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой.

, — писал М. Горький. «Преступление и наказание » — самый значительный и совершенный роман писателя, в котором с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного строем капиталистического общества на одиночество и страдание. В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею.

В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя.

1. Проблемы общества. Нищета — одна из вечных проблем русского общества. Достоевский пишет о бедных и беспомощных людях, об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя принадлежал к высшему сословию.

2. Проблема нравственности.

Пагубные последствия злодеяния

Проблематика романа «Преступление и наказание» становится еще более глубокой после совершения Родионом преступления. Ведь, убив старуху, Раскольников вынужден лишить жизни и Лизавету, существо ни в чем не повинное. Таким образом, одним убийством не обходится — оно влечет за собой другое. В этой мысли заключается одна из самых важных идей Достоевского.

Автор хотел показать, что бесчеловечность и жестокость в единичном случае, независимо от того, чем она была обусловлена, рождает новую бесчеловечность. Она несет в себе пагубные последствия не только для совершившего злодеяние, но и для его окружения. Весь мир меняется, главные устои рушатся. Писатель вместе с тем открывает все-таки перед героем путь, ведущий к спасению, хотя он и лежит через страдание.

Пробуждение совести героя

Все свои принципы, чувства, мысли заставляют переоценить Раскольникова перенесенные им мучения. И в результате этого осмысления пробуждается совесть Родиона. Достоевский здесь показывает, как меняется духовная сфера человека.

Выключение себя из духовной жизни означает преступление законов существования — такова проблематика романа «Преступление и наказание». С Родионом Раскольниковым происходит именно это. Совершив преступление, он становится отчужденным от мира, от общества, одиноким в самобичевании и страданиях. Его сломило как человека это преступление.

Школьное сочинение

Одним из серьезнейших образцов русской литературы, в котором затронуты глобальные жизненные проблемы и вопросы, стал роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Описывая историю заблудшей, а затем преображенной души, автор не просто раскрывает сложный жизненный путь героя, путь терзаний, ошибок и раскаяния. Писатель проводит нас трудным и противоречивым путем поиска ответов на близкие всем, но такие сложные нравственные вопросы. Почему достойные люди — добрые, честные, благородные, умные — должны гибнуть в нищете, терпя унижение от ничтожных, подлых, жестоких, глупых, но живущих в роскоши и богатстве?

В чем виноваты бедные дети? Почему они должны мучиться и страдать от голода и болезней? Что дает право на существование в мире такого порядка и как этот порядок изменить? Кто такой человек? В чем его предназначение? Почему существует разделение на «тварей дрожащих» и «право имеющих» преступать любые моральные устои?

Не желающий прозябать среди «тварей дрожащих», которые ничего не могут изменить в этом мире, герой Достоевского, Родион Раскольников, пытается отнести себя к разряду наполеонов, которые могут все, которые презирают существующие законы и способны устанавливать свои. Но не так уме прост оказывается этот путь.

События романа поражают не только своей трагичностью, но и предельной правдивостью. Поэтому все терзания героя, его нравственные колебания и противоречия вызывают сопереживание и волнение в сердцах читателей. Говоря о нравственных проблемах и исканиях Родиона Раскольникова, Достоевский использует разнообразные литературные приемы, позволяющие как можно глубже проникнуть в душу героя, увидеть то главное, что заложено в этом человеке.

И особенную роль играет здесь мотив передачи снов Раскольникова. Вспомним «страшный» сон накануне убийства: перед нами ребенок, на глазах у которого жестоко избивают загнанную лошадь. В тупой злобе хозяин забивает животное насмерть. И в душе героя, как и в сердце каждого из нас, возникает острый протест против убийства, возмущение бессмысленной жестокостью, сочувствие чужой боли.

Все это говорит о том, что на самом деле Раскольников обладает доброй, чуткой душой. Но как типично поведение хозяина лошади! Ведь точно так несправедлива, жестока и груба жизнь многих людей, вынужденных терпеть издевательства «хозяев» этой жизни, которые угнетают, унижают, а если захотят, могут и убить.

И убивают — если не физически, то, во всяком случае, морально. Ведь что есть на самом деле существование таких несчастных людей, как Соня Мармеладова, как семья самого Родиона, если не медленная гибель. Проснувшись, Раскольников ужасается не столько той страшной сцене убийства животного, сколько, в первую очередь, задуманному им самим плану.

Родион видит гибель всей семьи, предельное унижение Сони, вынужденной торговать своим телом, чтобы прокормить сестер и брата. Теперь смутные представления героя о необходимости убить процентщицу превращаются в целую теорию об избранных и тех, кто безропотно подчиняется.

Себя он относит к первым и хочет доказать это себе самому и всем окружающим. Может быть, внутренняя борьба Раскольникова и могла бы закончиться иначе, возможно, он все-таки не решился бы на осуществление жестокого плана, но именно в этот момент он узнает о бедственном положении собственной матери, о готовности сестры принести себя в жертву — выйти замуж за нелюбимого.

Однако, совершив задуманное убийство, Раскольников вынужден убить и ни в чем не повинное существо — Лизавету. Одно убийство влечет за собой другое. И в этом одна из важнейших идей самого автора.

Достоевский хотел показать, что жестокость и бесчеловечность в каком-то одном случае, чем бы она ни была обусловлена, не бывает единичной. Она становится проявлением бесчеловечности и несет пагубные последствия не только для самого героя, но и для его окружения. Меняется весь мир, рушатся главные устои. Вместе с тем писатель все же открывает перед героем путь к спасению. Хотя этот путь лежит только «через страдание».

Мучения Раскольникова заставляют его переоценить все свои мысли, чувства, принципы. И это осмысление ведет к пробуждению совести. Здесь Достоевский показывает весь процесс изменений духовной сферы человека. Преступить законы жизни — значит выключить себя из этой жизни. Именно это и происходит с Родионом Раскольниковым. Он оказывается отчужденным от общества, от мира, одиноким в своих страданиях и самобичевании. Преступление сломило его как человека.

Главную свою идею Достоевский вкладывает в высказывание следователя Порфирия: «Станьте солнцем, вас и увидят». То есть, только через доброе, высокое, человечное можно возвыситься в этом мире. То же самое чувствует и Соня. К сожалению, ей пришлось убедиться в этом на своем собственном печальном опыте.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Таким образом, подводя итог всем нравственным исканиям и вечным вопросам, автор приводит своего героя, а вместе с ним и всех нас, к мысли о необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждаться как личность только через любовь и доброту, через служение людям и идеалам справедливости и человечности. Эти идеалы истинной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют своей актуальности. Они остаются близкими нам и сегодня.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector