Предмет муниципального права лекции — ЮА Оптимист || Предмет муниципального права лекции

Муниципальное право. Конспект лекций

В той или иной мере
самоуправление в России существовало
на всём протяжении её истории. Теории
о местном самоуправлении появляются в
1-й пол. XIX
в. на основе рассуждений о взаимоотношении
личности и государства, местных и
центральных органов власти в условиях
демократического государства и
самодержавия.

Местное самоуправление,
предполагающее относительную
децентрализацию и автономию, стало
предметом внимания различных политических
сил и движений, выгодным лозунгом в
борьбе за власть. С ним связано проведение
ряда реформ XVIII—XIX
вв. Историю местного самоуправления в
дореволюционной России принято
отсчитывать с земской и городской
реформы Александра II.
Условно выделяют следующие периоды в
истории местного самоуправления:

  1. До XIX
    века;

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

а) земская реформа
Ивана IV
упразднила систему кормлений, предоставила
большие полномочия земским и губным
старостам, избираемым населением;

б) XVII в.—государство
отказалось от идеи местной самостоятельности
и выборных должностей;

Предмет муниципального права лекции — ЮА Оптимист || Предмет муниципального права лекции

в) 1708 г.—Пётр I
создал губернии, которые управлялись
«коронными чиновниками», а местное
население в управлении не участвовало;

г) 1714 г.—Пётр I
для сбора подушной подати учреждает
выборную должность земского комиссара;

д) 1719 г.—Пётр I
проводит реформу, по которой все чиновники
назначались из центра, а местное
самоуправление было сведено на нет.

  1. Реформы XIX
    века;

а) отмена крепостного
права;

б) закрепление
крестьянского общественного устройства
в виде сословных волостей;

в) учреждение
земства—выборного органа, представляющего
муниципальную власть в дореволюционной
России;

г) изменение
городского самоуправления Александром
II,
издание «Городового положения» 1870 г.,
наделяющего довольно широкой компетенцией
местные органы;

д) централизация
и бюрократизация местной власти
Александром III,
восстановление сословности избирательного
права.

  1. Начало XX
    века;

а) издание Манифеста
1905 г., которым был поставлен вопрос о
провозглашении конституционных начал
российской государственности;

б) 1917 г.—приход к
власти Временного правительства,
стремившегося провести местную реформу,
с тем, чтобы власть на местах осуществлялась
на основе выборности.

  1. Советский период;

а) 1917 г.—декрет
Совета Народных Комиссаров «Об учреждении
комиссариата по местному самоуправлению»,
которому перешли все местные дела;

б) ликвидация
земств;

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

в) 1918 г.—принятие
Конституции РСФСР, по которой местные
Советы и их исполнительные комитеты
стали выступать как местные органы
государственной власти и управления;

г) 1936 г.—принятие
Конституции СССР и Конституции РСФСР
1937 г., по которым местные Советы были
отнесены к органам государственной
власти;

д) 6.07.1991 г.—принятие
Закона РСФСР «О местном самоуправлении»,
послужившего началом реформирования
местных органов власти и системы местного
самоуправления.

Местное самоуправление
в зарубежных странах.

Существуют различные
типы местного самоуправления, что
предопределяет и особенности развития
муниципального законодательства в
различных странах мира:

  1. Англосаксонская
    модель (Великобритания, Канада, Австралия,
    Новая Зеландия).

а) отсутствие на
местах полномочных представителей
правительства;

б) правительство
оказывает влияние на то, каким образом
органы местного самоуправления
осуществляют свои задачи, используя
финансовые рычаги (субвенции, дотации),
а также путём осуществления контроля;

в) муниципальные
органы могут делать только то, что им
прямо разрешил закон;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

г) правовая база
муниципального управления была создана
частными и местными статутами, которые
принимал парламент.

  1. Французская модель
    местного самоуправления.

а) высокая степень
централизации местного управления и
самоуправления;

б) развитая система
административного контроля центральной
власти над местными органами,
бюрократической субординации в отношениях
центра и мест;

в) наличие на
местном уровне специального уполномоченного
правительства, осуществляющего контроль
за органами местного самоуправления,—комиссара
Республики;

г) муниципальным
органам разрешены все действия, которые
прямо не запрещены законом и не относятся
к компетенции других органов.

    1. Местное
      (коммунальное) самоуправление Германии
      (а также Японии и Австрии).

а) государственные
задачи решаются юридическими лицами
публичного права;

б) статус общин в
Германии характеризуют следующие
положения—выполнение на своей территории
под свою ответственность всех
административных функций, за исключением
тех случаев, когда законом выполнение
этих функций поручено другим структурам
управления; местное самоуправление
имеет характер смешанного; (выделяют
четыре основных типа организационного
устройства общин: магистратный,
бургомистерский, северогерманский,
южногерманский).

    1. США (здесь сложились
      три основные формы организации
      городского управления).

а) система «мэр—совет»
(или «городской управляющий»)—на объём
власти мэра, его позиции в системе
муниципального управления влияют такие
факторы, как процедура его избрания,
срок полномочий, право налагать вето
на решение совета (при этом может идти
речь о «сильном» мэре и «слабом» мэре);

б) система
«совет—менеджер» (или «городской
управляющий»)—мэр и муниципальный
совет нанимают профессионального
чиновника­-менеджера (городского
управляющего), который руководит
городской администрацией и управляет
городом как частным предприятием;

в) комиссия—она
состоит обычно из 5 членов, избираемых
всеобщим голосованием, которые
одновременно выполняют функции совета
и глав основных подразделений аппарата
муниципального управления.

Для многих
развивающихся зарубежных стран характерна
весомая роль в местном управлении
назначенных сверху представителей
центральной власти, т. е. так называемого
прямого государственного управления
на местах.

Таким образом,
формирование и развитие современной
модели местного самоуправления Российской
Федерации осуществляется с учётом не
только отечественного опыта, но и под
значительным влиянием зарубежного
муниципального опыта.

Контроль как
функция власти и управления состоит в
том, чтобы установить соответствие или
несоответствие фактического состояния
управляемого объекта заданному состоянию
с целью устранения отклонений от заданных
параметров. В Федеральном законе «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» указывается
специфический вид ответственности–ответственность
перед населением муниципального
образования.

Основание ответственности
органов и должностных лиц местного
самоуправления перед населением также
особое, не встречающееся в других
законодательных актах,—утрата
доверия населения. Порядок и условия
ответственности органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления в результате
утраты доверия устанавливаются в уставе
муниципального образования.

Ответственность
органов местного самоуправления и
должностных лиц местного
самоуправления—неблагоприятные
правовые последствия за принятые ими
противоправные решения, ненадлежащее
исполнение своих задач и функций.

Порядок и условия
такой ответственности определяются
уставом муниципального образования, а
формой ответственности является отзыв
депутата представительного органа или
выборного должностного лица местного
самоуправления населением. В Федеральном
законе «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» установлено,
что органы и должностные лица местного
самоуправления несут в соответствии с
законом ответственность перед:

  1. Населением
    муниципального образования—в
    Федеральном законе «Об общих принципах
    организации местного самоуправления
    в РФ» указывается специфический вид
    ответственности—ответственность
    перед населением муниципального
    образования. Основание ответственности
    органов и должностных лиц местного
    самоуправления перед населением также
    особое, не встречающееся в других
    законодательных актах,—утрата
    доверия населения. Порядок и условия
    ответственности органов местного
    самоуправления и должностных лиц
    местного самоуправления в результате
    утраты доверия устанавливаются в уставе
    муниципального образования. Об утрате
    доверия населения можно говорить лишь
    применительно к выборным органам
    местного самоуправления и выборным
    должностным лицам местного самоуправления,
    ибо они получают в результате выборов
    своеобразный «мандат доверия» от
    населения на решение вопросов местного
    значения. Законодательство знает
    следующие правовые институты, посредством
    которых население может выразить
    недоверие выборным органам и должностным
    лицам местного самоуправления:

ПОДРОБНОСТИ:   Имеет право назначить проверку качества аудиторского заключения

а) местный референдум;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

б) отзыв—он
должен быть обоснован, и основания
должны быть конкретными (невыполнение
предвыборной программы); при этом
основанием отзыва не может служить
политическая деятельность.

В уставе могут
быть закреплены основания и виды
ответственности иных органов и должностных
лиц местного самоуправления, которые
замещают свою должность по контракту
либо по решению представительного
органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления.
В данном случае ответственность наступает
не перед населением, а перед органом
или лицом, которых население уполномочило
выражать и защищать свои интересы.

В
уставе муниципального образования
могут быть закреплены также различные
формы контроля со стороны населения за
деятельностью органов и должностных
лиц местного самоуправления. Наиболее
распространённой формой такого контроля
являются отчёты органов и должностных
лиц местного самоуправления (не только
выборных) перед населением.

  1. Государством—общим
    основанием является нарушение органами
    местного самоуправления и должностными
    лицами местного самоуправления
    Конституции РФ, конституции или устава
    субъекта РФ, Федеральных законов,
    законов субъекта РФ, устава муниципального
    образования. Форма проявления этой
    ответственности—прекращение
    полномочий соответствующего органа
    местного самоуправления—выборного
    и иного (роспуск), а также выборного
    должностного лица местного самоуправления
    (отрешение). Решение о прекращении
    полномочий данного органа или выборного
    должностного лица местного самоуправления
    вправе принять законодательный
    (представительный) орган государственной
    власти субъекта РФ. В определённых
    случаях таким правом обладает Президент
    РФ. Предложения об отрешении могут быть
    внесены:

Тема 2. Муниципальное право как отрасль права

  1. До XIX
    века;

б) высшим должностным
лицом субъекта Федерации (руководителем
высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта
Федерации);

в) Правительством
РФ;

г) Генеральным
прокурором РФ.

Особенностями
применения мер ответственности является
то, что граждане, права и законные
интересы которых нарушены в связи с
роспуском представительного органа
местного самоуправления, отрешением
главы муниципального образования от
должности, вправе обжаловать роспуск
представительного органа местного
самоуправления, отрешение главы
муниципального образования от должности
в соответствующий суд.

  1. Физическими и
    юридическими лицами—основанием
    являются незаконные деяния (действия
    или бездействие) органов и должностных
    лиц местного самоуправления, нарушающие
    права и свободы граждан, причиняющие
    имущественный и иной ущерб физическим
    и юридическим лицам. Ответственность
    в этом случае наступает, прежде всего,
    в судебном порядке. В случае нарушения
    органами и должностными лицами местного
    самоуправления прав физических и
    юридических лиц, причинения им
    имущественного или морального вреда
    они могут быть привлечены к ответственности,
    содержания и формы которой определяет
    суд или арбитражный суд в соответствии
    с действующим законодательством. Одним
    из видов неблагоприятных последствий
    может быть:

а) признание судом
недействительными решений указанных
органов и должностных лиц;

б) обязанность
возместить тот ущерб, который был
причинён действиями (бездействием)
физическим и юридическим лицам.

За неправомерные
действия (бездействие) должностное лицо
может быть привлечено к уголовной,
административной или дисциплинарной
ответственности, но не к гражданско-правовой,
так как оно не является субъектом
гражданского права. После привлечения
к ответственности соответствующего
органа местного самоуправления
должностное лицо, действиями (бездействием)
которого причинены убытки физическим
или юридическим лицам, может быть
привлечено к материальной ответственности
(размер суммы, взыскиваемой с работника
в качестве возмещения причинённого
вреда, по приказу администрации не может
превышать среднего месячного заработка;

если причинённый вред превышает
среднемесячный заработок, то он
возмещается путём предъявления
вышестоящей администрации иска в суд).
В соответствии со ст. 16 ГК РФ за незаконные
действия (бездействие) должностного
лица местного самоуправления, причинившее
убытки физическому или юридическому
лицу, ответственность несёт орган
местного самоуправления.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В соответствии с
Федеральным законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» органы местного самоуправления
являются юридическими лицами.

Выявлению случаев
нарушений законности органами и
должностными лицами местного самоуправления
служит прокурорский надзор за соблюдением
законности в деятельности органов и
должностных лиц местного самоуправления.
Прокурор опротестовывает противоречащие
закону правовые акты муниципального
образования, обращается в суд или
арбитражный суд с требованием о признании
таких актов недействительными.

Предметом муниципального права выступают муниципально-правовые отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования.

1. Данные отношения возникают в основном на местном (муниципальном) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением муниципального образования.

2. Эти отношения имеют комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетной, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объединение в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть местного самоуправления – в самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

Поэтому предмет муниципального права охватывает различные по содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и т. д. Однако все эти отношения объединяет в самостоятельный вид общий признак: они возникают в процессе решения населением муниципальных образований вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Это доказывает, что муниципальное право – комплексная отрасль права.

3. Обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т. е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

ПОДРОБНОСТИ:   Гражданин украины есть рвп как получить медицинский полис

• отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. Эти отношения связаны с символикой, правом вступать в ассоциации и союзы и т. д.;

• отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. Это отношения, возникающие в процессе непосредственного волеизъявления населения;

• отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления.

Муниципально-правовые отношения имеют свою структуру. Объектами отношений выступают вопросы местного значения, содержание это права и обязанности сторон, юридический факт – действия и события.

• население муниципальных образований;

• собрание (сход) граждан;

• органы местного самоуправления;

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

• выборные должностные лица органов местного самоуправления;

• органы территориального общественного самоуправления;

• ассоциации и союзы муниципальных образований;

• предприятия, учреждения, организации.

2. В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования.

Дозволение, предоставляющее субъектам отношений право на самостоятельный выбор своего поведения, признающее их равноправие, лежит в основе диспозитивного регулирования. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др.

Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права. Местное самоуправление – это форма реализации власти народа. Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используется в муниципальном праве.

Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления. Это обусловлено конституционным принципом гарантированности государством местного самоуправления как необходимого элемента конституционной системы публичной власти в Российской Федерации.

Особенность гарантирующего правового воздействия в муниципальном праве состоит в том, что государство взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Таким образом, в муниципальном праве используется не один из методов правового регулирования в качестве основного, специфического, присущего данной отрасли права, а совокупность методов правового регулирования.

3. Источниками муниципального права являются действующие правовые акты, содержащие нормы муниципального права и муниципально-правовые договоры. Можно выделить четыре группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.

К первой группе относятся международные акты, например Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.

Ко второй группе относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это прежде всего Конституция РФ – главный источник муниципального права. В гл. 8 содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.

Одновременно Конституцией РФ установлены и другие основополагающие принципы местного самоуправления, в частности обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15); смысл деятельности местного самоуправления – содействие осуществлению и реализации прав и свобод человека и гражданина (ст. 18); отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти (ст. 12).

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Муниципальное
право является системной отраслью
права, имеет совокупность правовых
институтов, объединяющих нормы
муниципального права, регулирующих
однородные муниципально-правовые
отношения. Место муниципального права
в системе российского права определяется
его комплексным характером. Это означает,
что данная отрасль является вторичной,
так как формируется и развивается во
многом «за счёт» других отраслей,
заимствуя у них отдельные нормы и целые
институты.

Муниципальное
право—комплексная отрасль российского
права, представляющая собой совокупность
правовых норм, закрепляющих и регулирующих
общественные отношения, возникающие в
процессе организации местного
самоуправления и решения населением
муниципальных образований непосредственно,
через выборные и другие органы местного
самоуправления вопросов местного
значения, а также в процессе реализации
отдельных государственных полномочий,
которыми могут наделяться органы
местного самоуправления.

Термин «муниципальное
право РФ»
используется для названия отрасли
права, науки и учебной дисциплины.

Предмет муниципального
права—общественные отношения, возникающие
в процессе организации и деятельности
местного самоуправления и регулируемые
нормами муниципального права. Виды
муниципальных (самоуправленческих)
отношений:

  1. Отношения,
    возникающие в процессе решения вопросов
    местного значения путём непосредственного
    выражения гражданами своей воли;

  2. Отношения, связанные
    с деятельностью органов местного
    самоуправления, направленной на
    обеспечение жизнедеятельности населения
    муниципального образования;

  3. Отношения,
    возникающие в процессе реализации
    органами местного самоуправления
    отдельных государственных полномочий,
    переданных им в соответствии с
    законодательством;

  4. Отношения, связанные
    с осуществлением органами местного
    самоуправления конкретных полномочий.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Муниципальное
право воздействует на общественные
отношения с помощью правовых приёмов
(способов): предписания, дозволения,
запрета. Сочетание правовых приёмов и
определяет характер правового
регулирования. Особенности
муниципально-правовых норм:

  1. Одновременно
    являются нормами других отраслей права;

  2. Закреплены в актах
    местного самоуправления.

Муниципально-правовые
нормы классифицируются по:

  1. Объекту правового
    регулирования;

  2. Территории
    действия;

  3. Характеру правовых
    предписаний;

  4. Методу правового
    регулирования.

Субъекты
муниципально-правовых отношений:

  1. Муниципальное
    образование;

  2. Население
    муниципального образования;

  3. Органы и должностные
    лица муниципального образования.

Муниципальное
право содержит нормы:

  1. Материально-правовые;

а) полномочия
органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления;

б) права и обязанности
граждан, других субъектов муниципального
права.

  1. Процессуальные;

а) порядок выборов
и деятельности органов местного
самоуправления;

б) порядок принятия
решений непосредственно населением;

в) процедура
реализации права населения на
правотворческую инициативу в вопросах
местного значения.

Наиболее тесно
муниципальное право взаимодействует
с конституционным правом РФ. Конституционное
право:

  1. Закладывает основы
    для институтов муниципального права;

  2. Определяет основные
    принципы и цели муниципального права;

  3. Закрепляет основные
    права граждан, без которых невозможно
    осуществление местного самоуправления.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В конституционном
праве определены основы статуса
муниципальных образований и органов
местного самоуправления. Муниципальное
право тесно взаимосвязано с финансовым,
бюджетным, налоговым правом. С
административным правом тесная связь
проявляется по большому количеству
вопросов: муниципальная служба,
ответственность органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления.

ПОДРОБНОСТИ:   Водительские права грн

Система муниципального
права в РФ—объединение муниципально-правовых
норм в муниципально-правовые институты,
расположенные в определённой
последовательности в зависимости от
их значения и роли в регулировании
муниципальных отношений.

Она основывается
на логическом, последовательном
разделении норм муниципального права
и их объединении в однородные правовые
комплексы с учётом содержания и характера
регулируемых ими отношений в сфере
местного самоуправления. Как её элементы
выделяются группы норм:

  1. Закрепляющие
    положение местного самоуправления в
    системе народовластия;

  2. Определяющие роль
    местного самоуправления в развитии
    демократических начал в управлении
    обществом и государством;

а) содержащие
определения основных понятий и терминов;

б) закрепляющие
принципы и функции местного самоуправления.

  1. Закрепляющие
    основы деятельности местного
    самоуправления;

а) территориальные;

б) организационные;

в) финансово-экономические.

  1. Закрепляющие
    предметы ведения и полномочия местного
    самоуправления;

  2. Устанавливающие
    гарантии местного самоуправления;

  3. Устанавливающие
    ответственность органов местного
    самоуправления и должностных лиц
    местного самоуправления;

а) перед населением
муниципального образования;

б) перед государством;

в) перед физическими
и юридическими лицами.

Структурные части
системы муниципального права:

  1. Местное самоуправление
    в системе народовластия;

  2. Основы местного
    самоуправления;

  3. Предметы ведения
    и полномочия местного самоуправления;

  4. Гарантии местного
    самоуправления;

  5. Ответственность
    органов местного самоуправления и
    должностных лиц местного самоуправления,
    контроль за их деятельностью.

Метод муниципального
права—совокупность приёмов и способов,
которые осуществляют регулирование
общественных отношений. В данной отрасли
используются основные, стандартные
методы правового регулирования,
выработанные теорией государства и
права. В зависимости от преобладания в
системе юридических способов регулирования
общественных отношений того или иного
правового приёма различают следующие
основные методы правового регулирования:

  1. Императивный
    (властный приказ)—установление
    категорических предписаний и требований
    относительно поведения участников
    муниципально-правовых отношений (формы
    непосредственной демократии;
    обязательность принятия решений
    органами местного самоуправления;
    отношения соподчинённости субъектов
    правоотношений);

  2. Диспозитивный—предоставление
    участникам муниципально-правовых
    отношений права выбора поведения по
    своему усмотрению (как основа
    диспозитивного регулирования–дозволение,
    признающее равноправие сторон).

В муниципальном
праве используются также методы гарантий,
рекомендаций, которые широко применяются
на федеральном уровне правового
регулирования местного самоуправления.
Государство приняло на себя обязанность
обеспечить судебную защиту прав местного
самоуправления и его организационную,
финансовую, экономическую самостоятельность.

Таким образом, в муниципальном праве
не используется ни один из методов
правового регулирования в качестве
основного, а имеет место их синтез, что
обусловлено предметом муниципального
права и комплексным характером отрасли
«муниципальное право». Всё это создаёт
особый режим муниципально-правового
регулирования.

Наука муниципального
права—совокупность знаний, идей о
местном самоуправлении, формах и практике
его осуществления и правового
регулирования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Задачи научной
дисциплины муниципального права:

  1. Рассмотрение
    местного самоуправления не только как
    формы гражданской самостоятельности
    и активности, но и как формы осуществления
    публичной власти, публично-властной
    деятельности наряду с её государственной
    формой реализации;

  2. Раскрытие сущности
    местного самоуправления, его своеобразия
    как формы власти народа;

  3. Анализ полномочий
    органов местного самоуправления и
    практики реализации.

Понятие науки
муниципального права и её основные
характеристики должны раскрываться с
позиций взаимосвязей и зависимостей
между понятиями «наука муниципального
права» и «отрасль муниципального права».
Вместе с тем между ними имеются
существенные различия:

  1. Как наука—оно
    имеет значительно более глубокие
    исторические корни, которые связаны
    со становлением и развитием научных
    идей, теоретических концепций местного
    самоуправления в России и зарубежных
    странах на протяжении нескольких веков;

  2. Как отрасль—оно
    является новым, формирующим правовым
    образованием в единой системе права.

Предмет изучения
науки муниципального права:

  1. Нормы муниципального
    права и регулируемые ими общественные
    отношения, существующие в настоящее
    время;

  2. Практика правового
    регулирования организации и деятельности
    местной власти на предыдущих этапах
    развития российской государственности;

  3. Зарубежный
    муниципальный опыт.

Первые основные
теории местного самоуправления начали
разрабатываться в начале XIX
в. во Франции на основе рассуждений о
взаимоотношении личности и государства,
местных и центральных органов власти
в условиях демократического государства
и самодержавия. Местное самоуправление,
предполагающее относительную
децентрализацию и автономию, стало
предметом внимания различных политических
сил и движений, выгодным лозунгом в
борьбе за власть. С ним связано проведение
ряда реформ XVIII—XIX
вв.

  1. Теория свободной
    общины—она впервые возникла в сер. XIX
    в. во Франции и Бельгии и её создателями
    являются Турэ, Токвиль, Гербер, Арене;
    главная идея—община исторически
    возникает раньше государства, которое
    должно уважать свободу общинного
    управления; основные принципы:

а) избираемость
органов местного самоуправления членами
общины;

б) разделение дел,
которыми ведает община, на собственные
и те, что передаются ей государством
(это является таким же естественным и
неотчуждаемым, как и права человека);

Решение

Принят решением Собрания
депутатов городского округа «Город
Йошкар-Ола» от 23 июня 2010 г. № 122-V.

Зарегистрированы изменения в Устав
Управлением Министерства юстиции
Российской Федерации по Республике
Марий Эл 19 июля 2010 года.

Государственный регистрационный
№ RU123150002010002

Принят решением городского
Собрания муниципального образования
«Город Йошкар-Ола» от 29 июня 2005 г. №
101-IV
(в редакции решения Собрания депутатов
городского округа «Город Йошкар-Ола»
от 23 июня 2010 г. № 122-V)

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Устав муниципального образования «Город
Йошкар-Ола» (далее—Устав) разработан
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, Федеральным законом от 6
октября 2003 года № 131-ФЗ «об общих принципах
организации местного самоуправления
в российской Федерации» (далее—Федеральный
закон), другими федеральными законами,
издаваемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, Конституцией Республики
Марий Эл, законодательством Республики
Марий Эл о местном самоуправлении и
определяет правовую, территориальную,
экономическую и финансовую основы
осуществления местного самоуправления,
формы, порядок и гарантии участия
населения в решении вопросов местного
значения, устанавливает структуру,
полномочия и ответственность органов
и должностных лиц местного самоуправления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector