Материальная ответственность водителя за автомобиль и груз (образец договора)

Материальная ответственность за служебный автомобиль

Работник обязан возместить причиненный вред имуществу работодателя, в том числе за ухудшение состояния имущества, необходимости произвести расходы на приобретение имущества или компенсации вреда, причиненного третьим лицам.

Важно! По общему правилу сумма материальной ответственности не может быть больше среднего заработка работника.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Однако, закон предусматривает случаи, когда сумма ответственности должна быть возмещена работником в полном размере, примирительно к рассматриваемой теме это:

  1. причинение ущерба умышлено;
  2. нанесение ущерба в состоянии любого из видов опьянения;
  3. причинение ущерба в результате совершения преступления, которое установлено приговором суда;
  4. причинение ущерба в результате совершения административного правонарушения, если оно установлено соответствующим государственным органом (учреждением);
  5. нанесения ущерба не при исполнении служебных обязанностей.

В исследуемой теме большинство случаев необходимости возмещения водителем-экспедитором суммы ответственности приходится на нанесение ущерба в результате правонарушения или преступления.

Важно! Следует отметить, что ответственность в подобных случаях может наступить только за виновные действия.

К примеру, если вы попали в ДТП на автомобиле работодателя, однако, виновником является другой участник аварии, то возмещать работодателю вы ничего не обязаны. В данном случае работодателю следует обратиться в страховую компанию либо взыскивать ущерб непосредственно с виновного лица.

Материальная ответственность водителя за автомобиль и груз

Если же виновным лицом являетесь вы, то стоит отметить некоторые моменты, которые помогут вам в разрешении данной проблемы в вашу пользу либо с минимальными потерями.

Во-первых, работодатель обязан строго соблюсти процедуру служебного расследования по данному факту и предписания законодательства по порядку взыскания ответственности.

Так, работодатель обязан истребовать от вас объяснительную по факту совершенного.

Нарушение данного пункта может сыграть вам на руку в суде.

Во-вторых, работодатель обязан оценить причиненный ущерб по рыночным ценам в месте нахождения работника и работодателя, но не ниже стоимости имущества по данным бухучета учитывая степень износа.

В случае повреждения автомобиля на практике работодатели часто определяют размер ущерба привлекая независимых оценщиков или экспертов.

образец договора о полной материальной ответственности водителя за автомобиль

Вы можете не согласиться с размером ущерба и просить назначить новую экспертизу или оценку, но это целесообразно делать на судебной стадии рассмотрения спора.

В-третьих, работодатель обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию и содержание автомобиля.

Важно! Если данные требования не соблюдены, вы можете избежать взыскания полной суммы ущерба.

В суде достаточно сложно доказать несоблюдение данного правила работодателем. Подтверждением такого факта могут служить служебные записки, направляемые вами или начальником транспортного отдела работодателю с просьбой производства ремонта автомобиля или совершения иных действий, направленных на поддержание его состояния.

В-четвертых, если размер ущерба превышает ваш средний заработок, то работодатель обязан взыскать с вас сумму ущерба только в судебном порядке.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Важно! При несоблюдении данного правила и удержании суммы из заработной платы, вы вправе обратиться в суд с иском о возврате удержанных сумм и уплате процентов за пользование чужими денежным средствами.

В-пятых, в суде работодатель обязан доказать ряд обстоятельств, которые не всегда возможно доказать. Это:

  • причинно-следственная связь между вашими действиями и последствиями;
  • отсутствие обстоятельств, исключающих ответственность;
  • противоправность поведения причинителя вреда;
  • наличие и размер ущерба;
  • соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

В случае «зыбкости» доказательств вышеуказанных обстоятельств, решение может быть в вашу пользу.

В-шестых, работодателем пропущен годичный срок для обращения в суд.

В данном случае вы вправе обратиться в суд с заявлением о применении сроков исковой давности. Однако, стоит отметить, что суды не всегда применяют сроки исковой давности.

В-седьмых, суд может с учетом материального положения работника снизить сумму, подлежащую взысканию. Для этого следует представить соответствующее ходатайство и документы, подтверждающие данный факт.

Мы видим, что обстоятельств, которые могут повернуть дело в вашу пользу очень много, но при грамотном подходе вашего представителя, учитывая обстоятельства дела, можно найти гораздо больше подобных плюсов.

Также следует отметить, что суды часто на стороне работников и малейшая оплошность работодателя в установлении и доказывании необходимых фактов, и решение может быть в вашу пользу.

Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу, которое принадлежит юридическому лицу, должен быть возмещен в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом ТК РФ ограничивает случаи, когда водителя служебного автомобиля возможно привлечь к полной материальной ответственности. Статьей 243 ТК РФ указаны случаи, когда водитель должен возместить ущерб в полном объеме перед работодателем. В иных случаях возмещение ущерба подлежит в рамках среднего месячного заработка водителя.

ПОДРОБНОСТИ:   Вписать в страховку осаго еще одного водителя цена калькулятор

Так же обязательным условием является наличие вины водителя. Если же работник не согласен в добровольном порядке возместить причиненный ущерб, то удержание из заработной платы является незаконным, взыскание должно производиться в таком случае только через суд.

Материальная ответственность водителя экспедитора

Работодатель вправе заключить договор с водителем для привлечения к материальной ответственности на основании Постановления правительства № 823 не только для защиты имущественных интересов, но и для предотвращения материальных убытков, которые могут наступить при нарушении должностных инструкций и несоблюдении техники безопасности.

Материальная ответственность водителя-экспедитора может быть как полной, так и индивидуальной. Все зависит от того, совмещает ли работник свою должность с обязанностями водителя-экспедитора или нет. При назначении на одну должность водитель при наступлении происшествия, которое предусматривает ответственность возместить ущерб, будет нести индивидуальную ответственность, в данном случае, будет отвечать за предоставленное работодателем транспортное средство.

Важно! Согласно ст. 244 ТК РФ материальная ответственность может быть возложена на водителя-экспедитора, так как он принимает непосредственное участие в управлении предоставленным организацией автомобилем и обслуживает вверенное ему имущество.

Так же за невыполнение экспедитором обязанностей, установленных ст.11.4.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа за совершенное правонарушение. Четкое выполнение правил, установленных в договоре транспортной экспедиции, направленных на сохранение перевозимых ценностей, позволит избежать как полной, так и индивидуальной материальной ответственности перед работодателем.

Материальная ответственность за пользование катером

Материальная ответственность работника за пользование катером, в результате которого работодателю был нанесен имущественный ущерб (затопление катера, утрата перевозимого груза и другое) предусмотрена и действует в рамках установленных норм ТК РФ. Если с работником не был заключен трудовой договор, то применяются нормы гражданского права.

Так, при исполнении должностных обязанностей при управлении катером полная материальная ответственность за причиненный ущерб возможна только при наличии обстоятельств, указывающих на совершение работником противоправных действий (бездействий). Под данными действиями понимается как преступные действия, так и умышленные, а так же административные проступки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Важно! Взыскание причиненного имущественного ущерба возможно и в рамках гражданского судопроизводства в полном объеме и в установленных законом случаях.

Наличие установленной вины для взыскания с работника в полном объеме причиненный ущерб так же необходимо. В остальных случаях взыскание производится в рамках размера средней заработной платы работника.

Взыскание ущерба при ДТП

Если водитель, перевозя груз на служебном автомобиле по договору транспортной экспедиции, является виновником ДТП, то работодатель вправе взыскать на основании ст.238 ТК РФ причиненный ему прямой действительный ущерб. Но возмещению не подлежит упущенная выгода (неполученные доходы).

Повреждение автомобиля при совершении ДТП входит в понятие прямого действительного ущерба. Работодатель вправе взыскать причиненный ущерб с водителя в случае, если именно противоправные действия (бездействие) работника привели к повреждению вверенного имущества.

Важно! Заключение договора с водителем о полной материальной ответственности является незаконным, так как предметом данного договора является возмещение причиненного ущерба водителем за недостачу перевозимого имущества, а при ДТП такой недостачи по сути быть не может.

Законом в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 “Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности” так же устанавливается, что договор о полной материальной ответственности может быть заключен с работниками, перечень которых имеется в указанном постановлении, в который не входит должность водителя. И если организация заключила с водителем такой договор, он не будет являться основанием для привлечения его к полной материальной ответственности.

При этом не всегда водитель может избежать полного возмещения причиненного ущерба. Так, согласно ст.243 ТК РФ полную ответственность работник понесет только при наличии следующих обстоятельств при совершенном ДТП:

  • в результате преступных действий, которые установлены приговором суда;
  • в результате умышленных действий;
  • водитель управлял ТС в состоянии алкогольного опьянения;
  • при управлении ТС не находился на исполнении служебных обязанностей;
  • в результате административного проступка.

В остальных случаях, материальная ответственность работника будет ограничена размером его заработной платы.

ПОДРОБНОСТИ:   На сколько действует медицинская справка водителя

Типовая форма договора о материальной ответственности водителя

При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

В наличии должны находится следующие разделы:

  • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
  • Предмет – определение обязанностей;
  • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями ;
  • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
  • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза ,и которые от него не зависели;
  • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
  • Подписи и печати сторон.

Вы можете воспользоваться подготовленным бланком и заполнить его. Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Обязанности водителя

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления предметов.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

Есть и пределы

Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить об этом в отношении данного вида деятельности не приходится.

Согласно законодательным актам – Трудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид обязательства может применяться в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который человек, находившийся за рулем авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Исключение из правил составляют два случая:

  1. Человеку переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу. Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку, принимает на себя обязательства не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества. Но есть один нюанс: если в ТД должность, на которую принят сотрудник, не сформулирована как «экспедитор» или «водитель – экспедитор», то никто не сможет заставить работника принимать груз под свою роспись и полностью отвечать за него. Подпись же его является его добровольным согласием.
  2. Человек является экспедитором. В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировку, хранение, учет, то требование работодателя отвечать за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.

    Должностная инструкция не может в данном случае содержать общих определений и в ней очень подробно необходимо прописать, какие именно функции обязан выполнять работник и что должен знать.

Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях она общая.

В чем именно заключается МО этой должности?

Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

  • Техническое состояние транспортного средства;
  • Сохранность и качество перевозимых предметов.
ПОДРОБНОСТИ:   Виза в Испанию самостоятельно: как оформить, где сделать и получить

Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

Теперь непосредственно о грузе.

Человек, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз. Другое дело экспедитор.

Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температура, давление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей, поэтому отвечать за это он не может.

Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

Нужно отметить, что при данном виде деятельности цепочка «грузоотправитель – водитель» удлиняется на неопределенное количество звеньев из-за того, что между этими её составляющими стоит энное количество транспортно-экспедиционных посредников.

Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузки/выгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю (не наделяя его функцией экспедитора) отвечать за нанесение ущерба в полном объеме.

Это неправомерно, так как контракт на перевозку не является трудовым соглашением или специальным документом.

Заключение необходимых соглашений

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.

Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.

Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной материальной ответственности и о соответствующем соглашении речи идти не может.

Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:

  • Трудовой контракт;
  • Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
  • Должностная инструкция.

Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..

Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:

  • Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
  • Расторгнуть трудовые отношения;
  • Предложить другую должность.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Как видно, каждый человек, занимающийся перевозкой чего-либо отвечает за это в полном или частичном объеме. А вот правильное разграничение обязательств зависит от грамотности составления рабочей документации, подкованности работодателя в сфере трудового права и внимательности самого человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector