Реконструкция, уменьшение размера общего имущества многоквартирного жилого дома

Что такое переустройство нежилого помещения

Понятие переустройства помещений содержится в статье 25 Жилищного кодекса РФ, а порядок и условия работ раскрываются в нормах главы IV ЖК РФ. Эти положения применимы и к переустройству нежилых помещений. Для нежилых объектов недвижимости такого понятия в федеральном законодательстве нет, однако в некоторых регионах России изданы свои нормативные акты, которые регламентируют проведение перепланировки в нежилых зданиях.

В частности, на территории столицы действует Постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП, которое не просто дублирует нормы федерального законодательства, но и детально регламентирует каждый этап согласования переустройства и согласование проекта для выполнения работ — этот закон о перепланировке нежилых помещений применяется всеми госорганами в Москве.

Также при согласовании и утверждении проекта необходимо руководствоваться требованиями Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Что такое переустройство и перепланировка нежилого помещения

Юридически

Официальное понятие переустройства содержится в статье 25 ЖК РФ и включает в себя установку, замену или перенос следующих видов оборудования:

  • инженерных сетей и коммуникаций, расположенных в пределах нежилого помещения;
  • санитарно-технического оборудования;
  • электрических сетей и оборудования;
  • иных видов коммуникаций и оборудования, которые являются неотъемлемой частью помещения.

Законодатель устанавливает дополнительное требование к направлениям работ по переустройству – все произведенные изменения подлежат отражению в технической документации на объект. Следовательно, чтобы узаконить выполняемые работы по переустройству помещения нужно не только согласовать проект, но и внести соответствующие изменения в техническую документацию.

Для подтверждения законности переустройства необходимо провести процедуру согласования проекта предстоящих работ. Хотя изменение в существующую схему расположения инженерных и технических коммуникаций не допускается при отсутствии утвержденного проекта, у собственника объекта существует возможность узаконить проведенное переустройство даже после завершения полного цикла работ.

Что такое перепланировка нежилого помещения определения законодательством строго не установлено — на федеральном уровне соответствующий нормативный акт отсутствует, только некоторые положения Жилищного кодекса можно проецировать на эту сферу.  Перепланировка это комплекс работ, по градостроительному кодексу такое понятие не раскрыто. Проще разобрать определение перепланировки на примере конкретных ее случаев и видах объектов недвижимости.

В нежилом здании

При подготовке к переустройству помещений в нежилом здании собственнику не потребуется согласовывать проект с владельцами соседних квартир, управляющей компанией и Государственной жилищной инспекции. В этом случае предстоит выполнить следующие действия:

  • заказать или подготовить проект переустройства;
  • провести работы в точном соответствии с проектной документацией;
  • заказать изменения в техническую документацию на объект;
  • обратиться с технической документацией и стандартным комплектом документов в органы Росреестра для внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Что такое переустройство и перепланировка нежилого помещения

Несмотря на упрощенный порядок согласования проекта, на каждой стадии переустройства необходимо точно соблюдать требования законодательства  и административные регламенты по узакониванию выполненных работ. Перепланировка в отдельно стоящих зданиях также должна быть согласована.

Некоторые собственники объектов путают понятие перепланировки и реконструкции. Проект реконструкции нежилого помещения или здания необходимо согласовывать до производства соответствующих работ , получая разрешение на строительство. Если реконструктивные работы на объекте уже выполнены, согласование проводится в судебном порядке.

Перепланировка производственных помещений не имеет отдельного регулирования и на нее распространяются нормы о нежилых помещениях. Перепланировка административного здания также является разновидностью перепланировки нежилых ОКС.

Перепланировка в отдельно стоящих зданиях по градостроительному кодексу не требует получения разрешения на строительства — работы выполняются на основании проектной документации. Разрешение на перепланировку помещений в нежилых зданиях можно получить у их собственника.

Нормативного регулирования изменений помещений нежилых зданий в законодательстве РФ нет — перепланировка нежилого помещения по Градостроительному кодексу, статьям — отсутствует.

Под перепланировкой жилого помещения понимают такое изменение объекта, в результате которого появились отличия от существовавшей ранее технической документации на объект. Также можно характеризовать переоборудование квартиры в многоквартирном доме.

При выполнении работ по переустройству необходимо дополнительно учитывать права и интересы всех граждан, проживающих в многоквартирных зданиях. Основанием для производства работ будет являться решение о согласовании проекта переустройства, а по итогам их завершения будет оформляться акт о завершенном переустройстве в многоквартирном доме.

Реконструкция, уменьшение размера общего имущества многоквартирного жилого дома

Для подписания акта создаются приемочные комиссии, которые действуют на основании нормативных актов субъектов РФ. Для соблюдения интересов граждан, проживающих в многоквартирных домах, в состав приемочной комиссии включают представители Государственной жилищной инспекции в лице ее территориальных органов.

Для выполнения отдельных видов работ по переустройству проект необходимо реализовывать с соблюдением следующих условий:

  • при работах в домах, отнесенных к культурному или историческому наследию, необходимо предварительно получить заключение государственной экспертизы;
  • при работах, требующих специальные допуски, требуется заключить договор с организацией, обладающей соответствующим допуском СРО;
  • работы с газовым оборудованием могут проводить только специализированные организации.

Если переустройство затрагивало общее имущество многоквартирного дома, в состав приемочной комиссии будет включен представитель управляющей организации. В случае, если при перепланировки помещения было затронуто общее имущество жильцов многоквартирного дома помимо всех перечисленных процедур потребуется согласие жильцов на проведение таких работ. Разрешить перепланировку с использованием общего имущества жильцов многоквартирного дома можно только по результату установленного голосования.

К примеру, собственник помещения решил обустроить дополнительный вход в свое помещение из оконного проема. При этом ему потребовалось сделать ступени для входа в эту дверь на земле, прилегающей к зданию и являющейся собственностью всех жильцов. В этом случае требуется организация получения согласия жильцов на возведение таких ступеней.

Важнейшим этапом при согласовании проекта перепланировки и регистрации выполненных изменений является обращение к кадастровому инженеру. В настоящее время только этот специалист имеет право оформлять техническую документацию для последующего кадастрового учета измененных сведений на объект недвижимости.

В отличие от перепланировке, реконструкция нежилого помещения в многоквартирном доме — вопрос не просто сложный — задача согласовать такие изменения представляется почти невыполнимой. Да и представить, что в таком объекте проводились реконструктивные работы, кроме изменений фасада, сложно — слишком велик риск негативных последствий, как для собственника помещения в виде санкций, так и для жильцов дома — появляется угроза обрушения, уничтожения объекта.

Как узаконить переустройства в многоквартирном доме

Как узаконить переустройства в многоквартирном доме

Любые работы в жилом или нежилом помещении может проводить только собственник. Поэтому, если у квартиры или нежилого помещения несколько владельцев, согласование и последующий учет в Росреестре будет проведено только при согласии каждого собственника. При перепланировке происходит изменение конфигурации здания, квартиры или помещения, а состав работ может включать в себя:

  • разборка и обустройство новых дверных или оконных проемов;
  • изменение площади комнат в пределах квартиры;
  • перенос или обустройство перегородок;
  • иные виды работ.

Перепланировку можно проводить собственными силами или с помощью подрядчика. Главным условием является соблюдение проектной документации и наличие разрешения уполномоченных органов на перепланировку.

Что такое переустройство нежилого помещения

В нежилом здании

В соответствии с планом работы Саратовского областного суда судебной коллегией по гражданским делам подготовлено обобщение судебной практики рассмотрения судами Саратовской области в 2013-2014 годах дел, связанных со спорами в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В процессе подготовки обобщения было изучено 122 гражданских дела, поступивших из 13 судов Саратовской области. По указанным делам большая часть исков была разрешена с удовлетворением или частичным удовлетворением требований истцов – 71 дело или 58,2% от общего числа дел. Отказано в удовлетворении исковых требований по 21 делу – 17,2%.

В апелляционном порядке было рассмотрено 22 дела, что составляет 18% от общего числа рассмотренных дел данной категории. Апелляционной инстанцией отменено и изменено 5 решений (4%), 11 дел окончено заключением мирового соглашения, что составляет 9% от общего числа дел, прекращено производство по 11 делам (9%), исковые заявления оставлены без рассмотрения по 7 делам, что составляет 5,7%.

– о спорах, связанных с устранением препятствий в доступе к общему имуществу многоквартирного дома;

– о спорах, связанных с реконструкцией, демонтажем, восстановлением общего имущества многоквартирного дома, устранении препятствий в пользовании имуществом многоквартирного дома;

– о спорах, связанных с признанием нежилого помещения общим имуществом многоквартирного дома, прекращением права индивидуальной собственности, истребованием имущества из чужого незаконного владения;

– о спорах, связанных с выбором управляющей организации;

– о спорах, связанных с приведением общего имущества многоквартирного дома в надлежащее состояние; неисполнением управляющими организациями обязательств по надлежащему обслуживанию и содержанию общего имущества многоквартирного дома; понуждением к проведению ремонтных работ, устранением недостатков выполненных работ; осуществлением работ по воспрепятствованию доступа посторонних лиц к общему имуществу многоквартирного дома;

– о спорах, связанных с признанием общего собрания (протокола общего собрания) собственников помещений многоквартирного дома недействительным;

– о спорах, связанных с признанием права на общее имущество многоквартирного дома за физическим лицом.

Анализ представленных на обобщение дел позволяет сделать вывод о том, что наиболее многочисленной категорией являются дела о приведении общего имущества многоквартирного дома в надлежащее состояние; неисполнении обязательств управляющими организациями по надлежащему обслуживанию и содержанию общего имущества многоквартирного дома;

понуждении управляющей организации к проведению ремонтных работ, устранению недостатков выполненных работ; об осуществлении работ по воспрепятствованию доступу посторонних лиц к общему имуществу многоквартирного дома, а также по спорам, связанным с реконструкцией, демонтажем, восстановлением общего имущества многоквартирного дома, устранением препятствий в пользовании имуществом многоквартирного дома.

ПОДРОБНОСТИ:   Стоимость перепланировки квартиры в БТИ

Общие положения

Правовой режим общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определяется статьями главы 6 ЖК РФ. Соответствующие правила отсутствовали в ЖК РСФСР 1983 г. и Основах жилищного законодательства СССР и союзных республик 1981 г., за исключением отдельных норм. С введением в действие ГК РФ (1 января 1995 г.) были урегулированы основные отношения собственности на квартиру в многоквартирном доме (ст. 289 ГК РФ), введены правила об общем имуществе собственников квартир (ст. 290 ГК РФ), предусмотрена возможность образования товариществ собственников квартир (жилья) для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом (ст. 291 ГК РФ).

Отношения собственности регулируются статьями главы 6 ЖК РФ только применительно к такому единому комплексу недвижимого имущества, каким является многоквартирный дом. Основные права и обязанности собственника жилого помещения предусмотрены в ст. 30 ЖК РФ. В ней воспроизведены положения п. 1 ст. 288 ГК РФ о том, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (ст. 30 ЖК РФ).

Жилищный кодекс не содержит нормативного определения понятия “многоквартирный дом”. В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Признаком многоквартирного дома, отличающим его от индивидуального дома, предназначенного для проживания одной семьи, является то, что единый комплекс недвижимого имущества многоквартирного дома состоит из отдельных частей – помещений, предназначенных для жилых и нежилых целей, которые могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Другие части этого комплекса (общее имущество) находятся в общей долевой собственности собственников указанных выше помещений.

Многоквартирный дом как комплексный объект состоит из: а) жилых помещений; б) нежилых помещений; в) помещений, предназначенных для обслуживания жилых и нежилых помещений и доступа к ним, тесно связанных с ними предназначением и следующих юридической судьбе жилых и нежилых помещений. Жилые и нежилые помещения могут находиться в индивидуальной собственности любых субъектов права собственности независимо от ее формы, а вспомогательное имущество – только в общей долевой собственности указанных субъектов.

Независимо от того, какой способ защиты нарушенного права был избран собственниками помещений в многоквартирном доме, обстоятельством, имеющим значение для дела и подлежащим установлению, суды всегда определяли – относится ли конкретный спорный объект к общему имуществу многоквартирного дома.

Указанное обстоятельство суды устанавливали путем анализа норм материального права, регулирующего вопросы общего имущества в многоквартирном доме, исследования и оценки доказательств, подтверждающих наличие у спорного объекта признаков общего имущества.

Общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме являются те части дома, которые имеют вспомогательное, обслуживающее значение и не являются объектами индивидуальной собственности.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

– помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

– иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

– крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

– земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Состав общего имущества в многоквартирном доме конкретизирован в разделе I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее Правила N 491).

Согласно п. 1 названных Правил состав общего имущества определяется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

б) органами государственной власти – в целях контроля за содержанием общего имущества;

в) органами местного самоуправления – в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

В статьях главы 6, как и в главе 5 Кодекса, речь идет о субъективном праве собственности, т.е. о закрепленной за собственником юридически обеспеченной возможности владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

Гражданским законодательством установлены ограничения правомочий собственников квартир в сфере распоряжения долями в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 290 ГК РФ собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч. 4 ст. 36 ЖК РФ).

Порядок распределения доходов от использования общего имущества между сособственниками может быть установлен в соглашении между ними. Если это не сделано, то применяется общее правило, установленное в ст. 248 ГК РФ: плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям.

В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Аналогичным образом ч. 1 ст. 36 ЖК РФ включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.

В п.п. “д” п. 2 Правил N 491 воспроизведена норма о включении в состав общего имущества механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Кроме того, п. 5 Правил N 491 закрепляет, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Подсудность

В соответствии с положениями п. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Из разъяснений, содержащихся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 “О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции”, следует, что нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, влечёт отмену постановления суда первой инстанции по основаниям ч. 3 ст. 330 ГПК РФ (с учетом требований ст. 47 Конституции РФ), после чего дело передается в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение.

Верховный Суд РФ в названном постановлении разъясняет, что дело может быть передано на рассмотрение по подсудности в суд первой инстанции, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении, и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, или прокурор, принесший представление, заявляли в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду, либо что у них отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине их неизвещения о времени и месте судебного заседания или непривлечения к участию в деле; если вследствие нарушения правил родовой подсудности при рассмотрении дел, связанных с государственной тайной, или правил исключительной подсудности по искам о правах на недвижимое имущество отсутствовала возможность собрать, исследовать и оценить в качестве относимых и допустимых доказательств сведения, соответственно составляющие государственную тайну или находящиеся по месту расположения недвижимого имущества, что могло привести к вынесению неправильного по существу решения суда.

ПОДРОБНОСТИ:   Освобождение от налога на имущество военных пенсионеров

Родовой подсудностью указанные категории дел отнесены к рассмотрению районными судами.

Общая территориальная подсудность рассматриваемой категории споров определяется местом нахождения ответчика. По сути, ГПК РФ содержит правило, известное еще древнеримскому праву, согласно которому “истец следует за судом ответчика”.

Общая территориальная подсудность определяется ст. 28 ГПК РФ, правила которой действуют в отношении всех исков, за исключением тех, для которых законом установлены иные правила.

Согласно ст. 28 ГПК РФ иск к гражданину предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

В силу ч. 1 ст. 30 ГПК РФ и ч. 1 ст. 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).

К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 2 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, и ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества (исключительная подсудность).

Абзац 3 п. 2 названного постановления приводит примерный перечень исков о правах на недвижимое имущество, рассматриваемых по правилам исключительной территориальной подсудности: иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанного с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Таким образом, учитывая нормы действующего законодательства, споры, предметом которых являются земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляемые в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством, рассматриваются судами по месту нахождения этого имущества. Иные споры в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме рассматриваются судами по месту нахождения ответчика.

Все указанные дела подсудны федеральным судам, и при проведении обобщения нарушений правил подсудности дел не установлено.

Чем отличается переустройство от перепланировки

Перепланировка и переустройство являются самостоятельными разновидностями работ в помещении, согласование которых происходит в рамках разных процедур. В отличие от переустройства, при выполнении работ по перепланировке происходит изменение конфигурации помещения:

  • перенос стен или перекрытий;
  • снос перегородок;
  • изменение места расположения входа в помещение или оконных проемов;
  • иные аналогичные виды работ.

Изменения в конфигурации объекта при перепланировке также требуют внесения соответствующих изменений в техническую документацию. Многие владельцы помещений используют одновременно оба вида работ, чтобы сократить время на согласование двух проектов и провести переустройство и перепланировку в рамках единого комплекса работ.

Согласование перепланировки нежилого помещения в ЕГРН

В нежилом здании

Процедура согласования переустройства (согласование перепланировки) нежилого помещения в 2019 году будет состоять из следующих действий:

  • выбор проектной организации, обладающей допуском профильной СРО на оформление проекта переустройства;
  • оформление договора на изготовление проектной документации;
  • выполнение работ по подготовке проекта переустройства;
  • согласование проекта и получение разрешения на выполнение работ;
  • проведение работ на объекте в точном соответствии с проектной документацией;
  • согласование результата перепланировки и получение акта приемочной комиссии;
  • обращение с технической документацией и стандартным комплектом документов в органы Росреестра для внесения изменений в ЕГРН.

В случае, если до проведения работ согласование не было получено, существует возможность узаконить переустройство. Для этого изготовленный проект должен подтверждать соответствие выполненных работ градостроительным требованиям, нормативам и правилам. Проект на нежилое здание включает определенное количество разделов — в зависимости от выполняемых строительных работ.

Нужно ли согласовывать перепланировку нежилого помещения? Если речь идет о многоквартирном доме — обязательно. За соблюдением собственниками объектов требований Жилищного кодекса следит Жилищная инспекция. Ответственность за незаконную перепланировку нежилого помещения в многоквартирном доме предусмотрена законом.

При отказе уполномоченного органа узаконить переустройство, такое согласование возможно путем обращения в судебные инстанции.

Согласовать перепланировку следует первоначально с членами семьи и лицами, прописанными в квартире, подготовленной в переделке.

Далее начинается довольно длительная процедура по обходу всех пунктов, в которых выдают то или иное заключение-разрешение на выполнение работ.

Необходимые условия

При затрагивании мест общего имущества во время перепланировки обязательным и безоговорочным условием является получение письменного согласия каждого жильца дома.

На собрании, посвященном голосованию должны присутствовать владельцы квартир или лица, арендующие жилую площадь на долгосрочной основе.

Порядок оформления

Для начала согласования действий, необходимо поговорить с сотрудником управляющей компании или с назначенным жильцами лицом по управлению домом об организации собрания для жильцов.

Если условия соблюдены, то перепланировка в кругу соседей может считаться одобренной.

После собрания нужно заказать проект по заранее начерченному эскизу, одобренному семьей и соседями.

  • Проектная документация обязана побывать у экспертов в службе безопасности (МЧС) и в СЭС. На данном этапе проверяется безопасность в результате выполнения работ и соответствие санитарным нормам.
  • Если никто их пройденных инстанций не против перепланировки в квартире и на местах общего пользования, то можно относить все собранные документы в администрацию города, а точнее в отдел жилищной инспекции.

Перепланировка в объектах ДГИ и Росимущества

В Москве и Санкт-Петербурге много коммерческой недвижимости принадлежит городу или находится в собственности Российской Федерации. Все они передаются правообладателям в аренду, в оперативное управление или хозяйственное ведение.Аренда может быть долгосрочной или на короткий срок. В договорах аренды могут быть предусмотрены различные границы по использованию таких объектов, включая их изменение в связи с перепланировкой — по согласованию с собственником.

Какие последствия для правообладателя повлечет несогласованная перепланировка в объектах ДГИ, Росимущества, иных уполномоченных органов (в зависимости от региона они могут иметь различные наименования и статус)? Во-первых, город и государство регулярно проверяет порядок эксплуатации своих объектов, их использование по целевому назначению.

Вопрос усложняется тем, что в связи с принятием в Москве Постановления №106-ПП помимо согласовательных процедур в Росреестре, контролирующий орган обязывает правообладателей устранить «красные линии» на поэтажных планах МосгорБТИ. Это выливается в дополнительные временные и финансовые затраты — услуги МосгорБТИ платные и зависят от площади объекта недвижимости. А сроки выполнения работ от 45 дней до нескольких месяцев.

Также арендаторам и иным правообладателям объектов ДГИ, Росимущества и пр. следует учитывать что обратиться в Росреестр с заявлением о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости вправе только собственник этого объекта или лицо по нотариальной доверенности от него. Т.е. если в нашу компанию обращается к примеру, НИИ или РАН г.

Каким бы сложным не был процесс согласования перепланировки и переустройства в таких объектах, все стадии не отличаются от обычного порядка узаконивания. Решающим будет опыт согласователей в работе с объектами государственной и региональной собственности.

Сроки

Самые минимальные сроки на проведение всех процедур оформления, это полтора месяца.

В данный период входят:

  1. проведение собрания и получение одобрений от жильцов – от двух дней (если предупредить людей буквально за день до собрания). Действенность такой спешки обычно мала. Обычной практикой считается уведомление соседей не меньше чем за неделю до планируемого собрания;
  2. заказ и получение проекта занимает по времени от нескольких дней до пары недель;
  3. получение заключений от пожарников, сотрудников СЭСа и архитектурного от дела минимум занимает шесть дней, по два дня на каждую инстанцию;
  4. предоставление всех документов, рассмотрение заявки и выдача разрешения от Жилищной инспекции занимает 30 календарных дней.

Чем опасно самовольное переустройство?

В нежилом здании

Под самовольным переустройством статья 29 ЖК РФ понимает выполнение работ при отсутствии решения о согласовании, либо с нарушением утвержденного проекта. Отсутствие согласования или отклонение от проекта означает, что все работы выполняются на усмотрение собственника или подрядчика, а возможные последствия трудно предсказуемы.

В процессе самовольной перепланировки не учитываются возможные риски для целостности строительных конструкций, которые может учесть и предвидеть только профильный специалист. По этой причине законодатель устанавливает следующие виды ответственности за выявленный факт самовольного переустройства:

  • приведение помещения в прежнее состояние за счет владельца помещения;
  • административная ответственность.

Необходимо учитывать, что ответственность за самовольное переустройство жилых помещений прямо регламентирована в ст. 7.21 КоАП РФ. Нежилые помещения в указанной норме не указаны, поэтому возможное привлечение к административной ответственности будет осуществляться только в рамках ст.  7.24 КоАП РФ – нарушение порядка использования объекта, находящегося в федеральной собственности.

За допущенное нарушение норм и правил содержания нежилого фонда предусмотрена санкция в виде штрафа:

  • на граждан – от 1000 до 1500 рублей;
  • на должностных лиц – от 2000 рублей до 3000 рублей;
  • на юридических лиц – от 20000 до 30000 рублей.
ПОДРОБНОСТИ:   Когда приходит уведомление об уплате налога на имущество

Привлечение к ответственности в виде штрафа не освобождает от обязанность вернуть объект в первоначальное состояние или узаконить самовольное переустройство жилого помещения.

Незаконная реконструкция нежилого помещения и ответственность за ее производство установлена п. 1 ст. 9.5. КоАП РФ: для физлиц — от 2 т.р. до 5 т.р., должностных лиц — от 20 т.р. до 50 т.р., на юр. лиц — от 500 т.р. до 1 млн. р. и/или приостановление деятельности.

Узаконить реконструкцию нежилого здания, также как и согласовать реконструкцию нежилого помещения можно, но процесс скорее всего завершится судом.

Если работы в квартире произведены, а разрешение не было получено, то правила не запрещают подать иск в суд о признании перепланировки законной.

Как оформить

Оформление перепланировки происходит следующим образом:

  1. приглашается человек из жилищной инспекции для фиксирования изменений;
  2. подготавливается проектная документация по факту переделки;
  3. подтверждается, что проведенные работы не ведут к снижению безопасности жильцов и что санитарное состояние дома не ухудшилось;
  4. подается иск в суд о признании перепланировки законной.

Закон предусматривает штраф в 2500 рублей.

Стоимость услуг

Услуга Цена в тыс. рублей
Консультация проектировщика 1-2
Нотариальное заверение согласий от соседей 1-3
Разработка проекта 5-50
Получение заключений от МЧС и СЭС 2-10
Получение разрешения в администрации с согласованием проекта 15-30
При пользовании услугами посреднической организации все мероприятия для получения разрешения будут стоить 30-150

Документы при переустройстве

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Перепланировка, затрагивающая общедомовое имущество, требует разработки проектной документации. Для согласования перепланировки необходимо сформировать комплект документов для подачи их в надзорных орган.

В случае с присоединением подвала, чердака или устройства входной группы, где затрагиваются несущие конструкции, для согласования перепланировки потребуется также техническое заключение от автора дома о возможности данной перепланировки.

Для устройства входной группы помимо прочих документов собственник должен предоставить копию документа, подтверждающего право на пользование данным земельным участком и кадастровый паспорт на него.

После того, как комплект документов будет сформирован, его необходимо подать для рассмотрения в надзорный орган. После того, как ваше обращение будет рассмотрено, надзорный орган выдает распоряжение о согласовании перепланировки и/или переустройства. Иначе говоря – разрешение на начало ремонтных работ.

Для получения разрешения жилищной инспекции на перепланировку с затрагиванием общедомовой собственности заявитель должен получить согласие не менее 70% всех собственников дома. Для этого проводится соответствующее заседание с вынесением вопроса на голосование.

Несомненно, данный этап согласования можно назвать наиболее затруднительным. Сложность в том, что в современных реалиях собрать такой процент всех собственников просто не представляется возможным, поскольку многие владельцы недвижимости, к примеру, живут по другим адресам, и найти их бывает проблематично. Поэтому согласование перепланировки затягивается на длительный период, или собственники вовсе отказываются от ее реализации.

На данный момент наша организация не занимается согласованием перепланировки с затрагиванием общедомового имущества. Все вышеописанное приведено в качестве информационной справки для собственников, которые намерены согласовать планируемую или ранее выполненную перепланировку с затрагиванием общедомовой собственности.

Поскольку на федеральном уровне не принято самостоятельных нормативных актов по согласованию переустройства нежилых помещений, кроме г. Москвы и Санкт-Петербурга, необходимо руководствоваться аналогичными нормами для жилых объектов. Для согласования и узаконивания переустройства и перепланировки потребуются следующие документы:

  • заявление по установленной форме;
  • правоустанавливающие документы на объект (оригиналы или нотариально удостоверенные копии свидетельства о праве либо выписки из ЕГРН);
  • проект переустройства или перепланировки;
  • техническое заключение о допустимости выполненных работ;
  • технический план перепланировки.

Если нежилое помещение расположено в здании, признанном памятником архитектуры, истории или культуры, дополнительно представляется заключение уполномоченных органов, осуществляющих охрану указанных объектов. Помимо этого, для памятников архитектуры предусмотрены особые требования к проектной организации, которая вправе проводить его обследование и изготавливать проект перепланировки и переустройства — лицензия КГИОП.

Кроме того, санкции за самовольное изменение объектов культурного наследия гораздо жестче, чем в обычных зданиях — вплоть до уголовной ответственности. Наказание последует не только для собственника, но и для тех, кто такие работы выполнял, и для должностных лиц контролирующих государственных органов, отвечающих за сохранность таких объектов.

После завершения выполненных работ, на основании заявления владельца помещения, оформляет акт приемочной комиссии, который подлежит направлению в органы Росреестра для внесения измененных сведений в ЕГРН.

Как получить разрешение на переоборудование санузла

При переделывании санузла следует точно знать, на что могут дать согласие, а на что нет.

Можно:

  1. объединить раздельный санузел через снос перегородки;
  2. переставить сантехнические узлы в пределах ванной комнаты;
  3. увеличить площадь помещения за счет нежилой площади.

Нельзя:

  1. перемещать санузел на площадь, под которой находится жилое помещение;
  2. увеличивать ванную присоединением площади кухни или комнаты;
  3. создавать проем из комнаты или кухни;
  4. ограничивать доступ к стояку.

Что можно, а что нельзя делать

Что входит в разрешенные действия:

  1. в некоторых случая можно обойтись без проекта перепланировки;
  2. не обязательно заверять согласия от жильцов дома у нотариуса;
  3. устанавливать сплит-систему, остеклять балкон или создавать проем в перегородке, без разрешения администрации.

Нельзя:

  1. начинать работу без согласия семьи и жильцов;
  2. выполнять работы без привлечения профессионалов;
  3. получить измененные документы после перепланировки без акта скрытых работ.

Перепланировка в объектах ДГИ и Росимущества

  • Присоединение подвала или чердака. Чердак в квартире на последнем этаже присоединяют для устройства двухуровневой квартиры. Подвалы чаще всего присоединяют к нежилым помещениям первого этажа (магазины, салоны красоты и т.д.) для расширения площади и устройства дополнительных подсобных помещений.
  • Присоединение тамбура к квартире. Данная необходимость присоединения общедомовой собственности в рамках перепланировки может возникнуть при объединении квартир, когда необходимо сделать единый вход, «отрезая» перегородкой часть тамбура. Либо просто собственник желает расширить зону прихожей за счет площади тамбура.

Примечательно, что даже перенос входной двери из внутренней части проема на внешнюю, ближе к тамбуру, считается присоединением общедомовой собственности, хотя многие собственники даже не подозревают об этом.

  • Присоединение земельного участка, прилегающего к дому. Очень часто для устройства входной группы магазинов или прочих пунктов обслуживания реализуют такую перепланировку, при которой затрагивается фасад здания, а он также является общедомовой собственностью.

В нежилом здании

Изменение конфигурации объекта недвижимости проходит в рамках перепланировки – происходит обустройство или демонтаж оконных и дверных проемов, установка или перенос перегородок. После соблюдения все требований проектной документации и приемки выполненных работ, обновленные сведения должны быть учтены в ЕГРН. Для этого оформляется технический план, который является основанием для проведения кадастрового учета.

Все сведения о недвижимости на территории РФ фиксируются в единой базе данных – ЕГРН. Ключевыми принципами ведения этого реестра являются актуальность и достоверность сведений о характеристиках каждого объекта. Любые изменения в параметрах, в том числе после перепланировки, должны быть своевременно отражены в реестре. С этой целью должен оформляться технический план квартиры, фиксирующий актуальное состояние объекта.

До введения системы кадастрового учета, характеристики объектов отражались в сведениях технического паспортаБТИ. С 2013 года порядок учета недвижимости изменился – учреждения БТИ утратили большинство своих функций. Соответственно, технический паспорт также утратил свое юридическое значение, вместо него используется техплан.

Необходимость в оформлении техплана обусловлена следующими случаями перепланировок:

  • в квартире, расположенной в многоквартирном здании;
  • в нежилом помещении МКД (например, для перевода квартиры в разряд нежилого помещения);
  • при оформлении договора аренды коммерческих объектов и площадей;
  • перепланировка нежилого здания или помещений в нем.

Порядок согласования строительных работ в каждом из перечисленных случаев будет отличаться, однако обращения к кадастровым инженерам для оформления техплана является обязательным требованием закона.

Порядок оформления

  • Присоединение чердака к квартире с целью сделать ее двухуровневой
  • Присоединение подвала к квартире с целью сделать ее двухуровневой
  • Присоединение тамбура с целью соединить две квартиры
  • Присоединение земельного участка возле дома с целью устройства отдельного входа
  • Вынос входной двери с присоединением части лестничной клетки

На что обратить внимание

  • При голосовании жильцов на собрании следует убедиться в подавляющем большинстве собственников квартир, т.к. если все владельцы разъехались, а голосовать пришли арендаторы жилья, то согласие от соседей не будет признано официальным документом.
  • Если перепланировка оформляется через суд, то проектная документация будет необходима даже на самые незначительные переделки.
  • Жилищный кодекс разделяет понятия «перепланировка мест общего пользования в многоквартирном доме» и «переустройство». Для переустройства не требуется получение разрешения от органов власти.

Законодательная база

Основным законодательным актом о перепланировке на местах общего пользования является Постановление Правительства № 502-ПП от 22 июня 2010 года.

https://www.youtube.com/watch?v=subscribe_widget

Другие акты о переустройстве жилой и нежилой площади.

Раздел законодательства Статья
Жилищный кодекс Глава 4. О перепланировке
Статья 26. Правила согласования
Статья 27. Основания для отказа в разрешении
Статьи 22-24. Об особенностях перевода жилой площади в нежилую
Градостроительный закон Ст. 51. О разрешении на строительство
СНиП 52-01-2003
2.01.07-85
3.03.01-87
СанПиН 2.1.2.2645-10
2.1.2.1002-00
ВСН 61-89(Р)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector