Отдел по борьбе с интернет мошенничеством

Интернет-мошенничество и его самые распространённые виды

Любые действия в веб-пространстве, направленные на получение денежных средств, конфиденциальных сведений и персональных данных путём обмана, расцениваются как интернет-мошенничество. Куда обращаться, знает не каждый. Меры зачастую не принимаются, а преступники продолжают обманывать и воровать.

Куда обратиться, чтобы избавить веб-пространство от вредителей? На фишинг-сайты, ресурсы с вредоносным ПО или спамом можно обратить внимание популярных поисковых систем, таких как Google и «Яндекс». Сообщите их сотрудникам о преступниках. Это можно сделать на сервисе «Яндекс.Вебмастер» или «Справка.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Веб-поиск» в Google. Заполните необходимые формы. Если по результатам проверки окажется, что ресурс является мошенническим, поисковые системы перестанут его индексировать. Своими действиями вы не только подпортите жизнь злоумышленнику, но и обезопасите многих граждан от потери денежных средств и нервов.

Образцы заявлений

Заявление по факту мошенничества, независимо от того, в какой орган обращается пострадавший, пишется в свободной форме и от руки (хотя для удобства восприятия подают и в напечатанном виде).

Несмотря на вольную форму, документ имеет четко регламентированную структуру. Основными правилами при написании остаются четкость изложения, достоверность информации, детальность при описании сути вопроса.

Структура заявления следующая:

  1. Отдел по борьбе с интернет мошенничествомЛюбое заявление начинается с «шапки». В правом верхнем углу листа А4 пишут:
    • реквизиты адресата — наименование отделения или органа власти и ФИО и должность начальника этого ведомства;
    • реквизиты отправителя — полностью пишут ФИО заявителя в родительном падеже, фактический адрес проживания и адрес регистрации, паспортные данные, контактный телефон.
  2. Ниже «шапки» посередине листа пишется слово Заявление. С абзаца на следующей строке описывают обстоятельства преступления.

    Данная часть документа считается самой важной. То, насколько точно, понятно, максимально подробно изложены факты и события, является основополагающим при проведении расследования и сборе доказательств, поимке преступника, устранении ущерба и восстановлении нарушенных прав.

    Необходимо также, чтобы события шли в хронологическом порядке. Если известны контактные данные злоумышленников их ФИО или другая информация, все это также указывают в этом пункте, обязательно пишут дату произошедшего.

  3. В заключительной части документа выражают цель обращения в органы (просьба провести расследование мошеннических действий физического или юридического лица, требование возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности) и указывают номер статьи в УК РФ по по которой планируется привлечь злоумышленника.

    Если же уверенности в том, что деяние квалифицируется как мошенничество, нет, лучше статью не указывать. В подобных ситуациях ограничиваются общими фразами.

  4. Ниже должно находиться приложение с перечнем документов, которые подаются вместе с заявлением (копии заявления, паспорта заявителя и доказательства).
  5. В конце ставят дату и свою подпись. Дата подачи и составления должны совпадать.
Важно

! В какой бы орган не направлялся данный документ, следует помнить, что заведомо ложные показания и донос наказуемы согласно

ст. 306 УК РФ

. В заявлении податель обязательно указывает, что предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний и расписывается.

Если гражданин обращается в полицию, то в шапке указывают и реквизиты отделения и данные должностного лица, на чье имя оно подается (ФИО, звание).

При обращении в прокуратуру в шапке указывают лишь наименование органа власти, но без указания должностного лица. То же самое касается и обращения в ОБЭП, указывают лишь название учреждения и его адрес.

Также могут отличаться цели обращения в тот или иной орган:

  1. В полицию обращаются по просьбе возбудить уголовное дело и привлечь лицо к ответственности.
  2. В прокуратуре просьба может заключаться в возбуждении уголовного дела после отказа полиции принимать заявление, и в проверке лиц на предмет мошеннических действий.
  3. В ОБЭП заявления обычно пишут на юридические лица, группы лиц, компании для осуществления проверки и привлечения к уголовной ответственности.

Какие отделы в госорганах занимаются борьбой с мошенничеством?

В полиции расследованием преступлений, связанных с мошенничеством занимаются отделы МВД или ОВД, киберпреступлениями занимается отдел «К» МВД. Если гражданин не осведомлен, в какое отделение полиции правильнее отнести свою жалобу, нужно идти в ближайшее. Сотрудники в любом случае обязаны принять бумагу, а затем сами перенаправят ее в то ведомство, которое занимается данным видом нарушений.

Прокуратура, как надзорный орган, не расследует дела самостоятельно, но имеет достаточно полномочий для того, чтобы поручить расследование соответствующим ведомствам. Она также вправе осуществить проверку документации физических и юридических лиц, причем даже в случае, если действия подозреваемых еще не признаны мошенничеством, а лишь подпадают под подозрение.

Так как разбирательство в прокуратуре подразумевает привлечение к работе других правоохранительных органов и их контроль, расследование продвигается значительно быстрее и считается более качественным и беспристрастным.

Возможно обращение в отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). Данное ведомство занимается в основном противодействием крупным преступлениям, это значит, размер хищений должен быть значительным. Такие преступления подразумевают сложные схемы махинаций и участие группы лиц. В ОБЭП имеет смысл обращаться для привлечения к ответственности злоумышленника и восстановления нарушенных прав, но не для возвращения денег.

Справка

! Состав преступления должен соответствовать

ст. 159

,

160 УК РФ

. Если ведомство не выявит состава преступления по вышеназванным статьям, то предоставляет заявителю письменный отказ.

  • Полиция. Задача сотрудников полиции – обнаружить и задержать злоумышленника, расследовать дело и найти все возможные улики. В это ведомство обращаются независимо от того, известна или нет личность преступника.

    Если же личность не установлена, полицейские составят фоторобот со слов пострадавшего и займутся поиском. Заявление в полицию по факту мошенничества должно быть принято в любом случае, если же пострадавший уверен в виновности афериста, но заявление отклонили, нужно обратиться в прокуратуру.

  • Отдел по борьбе с интернет мошенничествомОБЭП. Так как ОБЭП занимается экономическими преступлениями, то и обращаться в этот орган с заявлением о мошенничестве целесообразно в том случае, если преступление касается банковской сферы, кредитования, растрат и хищений в особо крупных размерах.

    В таких случаях мошенники обычно пользуются запутанными схемами, создают ложные фирмы и имитируют движение финансов на счетах. Расследование таких дел и есть профиль ОБЭП. При этом ведомство не занимается возвратом средств пострадавшему, только восстановлением закона и прав.

  • Прокуратура. Прокуратура наделена значительными полномочиями, позволяющими осуществлять надзор за работой других органов правопорядка, стимулировать их и оказывать давление в случае необходимости.

    Поэтому с заявлением в прокуратуру обращаются, когда, например, в полиции заявление отклонили или есть необходимость тщательной проверки деятельности и документации лица или группы лиц, подозреваемых в мошенничестве.

В том случае, если пострадавший желает восполнить свой финансовый или моральный ущерб, то есть вернуть пропавшие деньги, лучше сразу обращаться в суд. Когда личность виновного известна и вина доказана, подают иск на возврат суммы ущерба и неустойки (при желании истца), или же просят о доследовании, если отказ в возбуждении дела необоснован.

Требования истца должны исходить из обстоятельств дела, изложенных в иске, а спорные моменты (если такие есть) решаются в соответствии с законодательными актами, подтверждающими право истца обращаться с подобными требованиями.

За совершение интернет-мошенничества предусмотрено соответствующее его тяжести уголовное наказание, поэтому первым делом человек должен обратиться в правоохранительные органы. Можно написать заявление в полицию или прокуратуру. Но есть лучшее решение проблемы. Отдел «К» МВД России – то место, куда обратиться по поводу интернет-мошенничества необходимо в первую очередь. Он непосредственно занимается расследованием правонарушений в веб-пространстве.

Узнайте адрес отдела «К» в своём регионе с помощью Интернета, справочной службы, провайдера, отправьтесь туда и напишите заявление или жалобу. Вы также можете воспользоваться горячей линией и сообщить о преступлении по телефону. Отдел «К» также принимает заявления онлайн. Зайдите на официальный сайт МВД и оформите обращение.

Необходимо сообщить правоохранительным органам все известные сведения о мошеннике, например, его e-mail, номер электронного кошелька, URL сайта. Пока ведётся расследование, можно предпринять дополнительные меры по борьбе с преступником, совершившим интернет-мошенничество. Куда обратиться после подачи заявления в МВД, спросите вы. Вариантов много.

Осторожно, интернет-мошенничество!

Помимо отдела «К», по борьбе с киберпреступлениями специализируется международная компания Group-IB. В этой организации существует центр реагирования на подобные инциденты CERT-GIB, куда обращаться по факту мошенничества в Интернете можно круглосуточно.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

У компании есть свой сайт. Достаточно зайти на него и выбрать раздел, посвящённый CERT-GIB. Там указан телефон, по которому необходимо позвонить и сообщить о мошенничестве. Сделать это можно также посредством электронной почты, мессенджера Telegram или заполнения заявки. Специалисты Group-IB оперативно реагируют на призывы о помощи, проверяют и блокируют сайты мошенников, а также дают ценные советы по сбору доказательств и предотвращению подобных инцидентов в будущем; объясняют, как справиться с последствиями деятельности злоумышленников.

Помощь смогут оказать платёжные системы, например, WebMoney, «Яндекс.Деньги» или Paypal. С них доверчивые граждане переводят деньги ворам.

Жертвы фишинга, спам-писем, неблагонадёжных интернет-магазинов могут обратиться, в зависимости от используемой системы, в арбитраж, службу поддержки или безопасности. Не пишите жалобу на эмоциях. Ваши слова должны быть обдуманными, а требования аргументированными. При очевидном мошенничестве счёт злоумышленника будет заблокирован.

Проект «Сердитый гражданин» на страже порядка

Отдел по борьбе с интернет мошенничеством

Ещё одним способом противостояния ворам и обманщикам является русский проект «Сердитый гражданин». Он специализируется на решении разноплановых проблем: от неполадок с горячей водой дома до кражи денег в сети. Для того чтобы воспользоваться услугами проекта, зайдите на его сайт, выберите необходимую тему и заполните форму жалобы.

«Сердитый гражданин» – это тот ресурс, куда обращаться в случае интернет-мошенничества просто необходимо, если вы твёрдо настроены вернуть украденное. Действия участников проекта оперативны и дают отличные результаты. А подтверждением тому служат многочисленные решённые проблемы граждан.

Что может выступать доказательствами?

Доказательства, которые пострадавший предоставляет вместе с заявлением, содержат все документы, связанные с мошеннической сделкой и подтверждающие передачу пострадавшим какого-либо имущества преступнику.

Это могут быть квитанции об оплате, рекламные листовки фирм-мошенников, выписки из банка, фотографии и видеоматериалы, записи разговоров, адреса мошеннических и сайтов, договора о страховании и любые документы, способные помочь в расследовании. Если есть свидетели, их показания также приобщают к делу.

О том, как доказать вину мошенника, мы писали тут.

Осторожно, интернет-мошенничество!

Если вы стали жертвой фишинга, сайта с вирусами, злоупотребления персональными данными, вам поможет «Лига безопасного интернета». Организация уже несколько лет успешно борется с вредоносным контентом в веб-пространстве. В своей области она пользуется авторитетом и представляет серьёзную угрозу для мошенников.

Оформите обращение на официальном сайте «Лиги безопасного интернета». Оно может быть анонимным, в зависимости от вашего желания. Обращение содержит несколько обязательных для заполнения полей, например, адрес мошеннического сайта или одной из его страниц. Любая дополнительная информация приветствуется.

Скриншоты, имена заражённых объектов помогут быстрее разоблачить преступника. После этого попробуйте самостоятельно нейтрализовать последствия, причиной которых стало злостное интернет-мошенничество. Куда обратиться, чтобы преступник не смог потратить ваши деньги и как вычислить его, наиболее актуальные вопросы после подачи всевозможных заявлений.

В какие сроки подать документ?

Как таковых установленных сроков подачи – не существует. Но это нужно сделать как можно быстрее, чтобы органам было проще найти злоумышленника.

Здесь также стоит помнить – если мошенничество было совершено более двух лет назад, исходя из сроков давности данного преступления вполне возможно, что наказать злоумышленника не получится.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Если гражданин стал жертвой мошеннических действий физического или юридического лица, необходимо сразу же обратиться за помощью в правоохранительные органы. Для этого составляют заявление с просьбой возбудить уголовное дело и привлечь преступников к наказанию. Для содействия сотрудникам содержание документа должно максимально подробно передавать обстоятельства преступного деяния.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

7 (499) 938-51-93 Москва 7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector