Как научиться водить механику машину

Почему учиться вождению лучше на механике?

В XXI веке вождение автомобиля является аналогом умения ездить на велосипеде в XX столетии. Причем обучение лучше производить на машине с МКПП по ряду причин:

  • механическая коробка переключения скоростей сложнее в освоении;
  • даже при покупке машины с АКПП механика может попасться при аренде на отдыхе или в другом городе;
  • научившись переключать скорости на механике, легче освоить вариатор, автомат или робот.
Отметка АТ ставится в пункте 14 на обратной стороне водительского удостоверения

Отметка АТ ставится в пункте 14 на обратной стороне водительского удостоверения

Нажмите педаль сцепления и удерживайте её

Педаль, что слева – это сцепление, по середине – тормоз, справа – газ. Так педали расположены как в леворульных, так и в праворульных автомобилях.

  • Сцепление позволяет вам переключать передачи.
  • Убедитесь, что вы можете полностью выжать сцепление левой ногой.
  • Переключать передачи можно только тогда, когда выжата педаль сцепления.
  • Сейчас самое время понять, как нажатие на сцепление отличается от нажатия на тормоз и газ. Понажимайте педали и привыкните к их расположению. Газ и тормоз нажимаются правой ногой поочередно!
  • Медленно нажимайте и отпускайте сцепление, пока нога не привыкнет к педали.

МКПП с 5 и 6 ступенями наиболее распространены. Основное предназначение рычага представлено обеспечением взаимодействия коробки передач с мотором. Порядок расположения педалей во всех ТС с механикой одинаковый.

  1. Сцепление – крайняя левая педаль, передающая крутящий момент между мотором и колёсами. Данная педаль активируется во всех ситуациях изменения скоростного режима, для чего она выжимается до упора и затем планомерно отпускается. Данная педаль идентична нейтралке, если она отжата, поскольку разрушает связь между мотором и колёсной системой (как отрегулировать сцепление, читайте в статье нашего автора).
  2. Тормоз – центральная педаль, обеспечивающая торможение посредством прижатия колодок к барабанам тормозной системы и дискам.
  3. Газ – педаль, регулирующая подачу топлива за счёт закрытия и открытия дроссельной заслонки. Располагается справа. Отпускание акселератора провоцирует падение скорости.

Величину скорости, на которой необходимо осуществлять переход на очередную передачу, определяют мощностные показатели транспорта.

Достоинства МКПП

По умолчанию вождение автомобиля любой категории с МКПП обладает следующими преимуществами:

  • стоимость авто дешевле при аналогичной комплектации;
  • безопасность движения увеличивается, так как в экстренной ситуации можно тормозить двигателем;
  • пользователь самостоятельно выбирает стиль вождения;
  • бюджет эксплуатации механики значительно ниже, чем у автомата;
  • механику можно завести «с толкача» под горку при разряженной АКБ;
  • конструкция и обслуживание максимально простое, нет дорогостоящих расходников;
  • КПД максимальный, допускается буксировка на дальние расстояния;
  • для гололеда, грунтовых дорог и грязи это лучший вариант;
  • динамика разгона выше, а вес агрегата меньше, чем у АКПП.
Машину с АКПП сложно буксировать

Машину с АКПП сложно буксировать

Езда на автомате для начинающих: основы вождения

Перед тем, как ездить в машине по дорогам, следует практиковаться в вождении на ровном участке без интенсивного движения. В свое время каждого водителя со стажем учил автоинструктор по следующей схеме:

  • теория о водительском месте и МКПП;
  • посадка в машину и подгонка под себя кресла, рулевой колонки, зеркал заднего вида;
  • трогание в разных режимах и маневрирование.

Водительское место

Управлять автомобилем с механической коробкой передач можно лишь после настройки водительского места под себя:

  • после посадки кресло следует отрегулировать таким образом, чтобы ноги доставали до педалей свободно;
  • наклон и вылет рулевой колонки подгоняется под анатомию водителя;
  • затем настраивается наклон боковых зеркал заднего вида и центрального зеркала, находящегося в салоне.
Регулировка сиденья

Регулировка сиденья

Регулировка руля

Регулировка руля

Регулировка зеркал

Регулировка зеркал

Рекомендуется производить подобные настройки перед каждой поездкой. Так как в режиме парковки боковые зеркала могут быть задеты пешеходами. Перед тем, как научиться ездить, следует попрактиковаться при выключенном двигателе переключаться педалями и рычагом КПП.

Ежегодно на дорогах появляется все большее количество транспортных средств, и среди них большую популярность завоевывают автомобили с автоматической коробкой передач.

Как научиться водить механику машину

И это неспроста. Ведь такая машина более проста в управлении, и не требует постоянного переключения скоростей, что особенно важно в атмосфере городских пробок. Но при выборе для себя авто, большинство автолюбителей задаются вопросом, как правильно ездить на автомате? Какие здесь есть нюансы и тонкости.

Казалось бы, без необходимости постоянно выжимать сцепление, езда должна быть проще. Так ли это в реальной жизни?

Управление автомобиля с автоматической коробкой кроет за собой некоторые нюансы, в которых стоит разобраться, прежде чем садиться за руль:

  • Стоит отметить важный момент, что при любых погодных условиях, не стоит сразу трогаться. Требуется некоторое время для того, чтобы коробка вышла в рабочий режим. При теплой температуре за бортом достаточно будет всего пару минут, а для холодного времени года, этот период стоит немного увеличить.
  • Запускать двигатель можно только когда селектор будет находиться в положении «Р» либо «N». В других случаях его просто невозможно будет завести.
  • Прежде чем начать движение, селектор необходимо перевести в какое-то из положений, позволяющих начать движение. Время переключения одного положения в другое составляет примерно секунду. И стоит помнить, что авто в этот момент следует контролировать тормозом.
  • Важным моментом является тот факт, что водить автомобиль с автоматикой, нужно только используя одну ногу. Для второй же, существует специальная подставка слева. Использование обеих ног является довольно опасным, к тому же, в этом нет необходимости.

Но прежде чем, погружаться во все тонкости вождения автомобиля, следует разобраться с используемыми в АКПП режимами.

Режимы АКПП

Для того чтобы понимать, как ездить на коробке автомат, нужно лучше разобраться в ее устройстве.

Итак, какие же передачи существуют на селекторе:

  1. Положение «Р», которое обозначает паркинг. При использовании такого режима, блокируются ведущие колеса. Используют его непосредственно при стоянке, а также, для того, чтобы завести или заглушить мотор. Выступает аналогом ручника.

Во время езды данную позицию выбирать нельзя, в противном случае, это грозит дорогостоящим ремонтом.

  1. «R», обозначающее реверс, или движение назад. Допустимо переключаться на данную позицию в случае, когда транспортное средство полностью остановлено и не движется вперед.
  2. «N», что значит нейтраль. Является аналогом нейтральной передаче на механике. При данной позиции колеса не связаны с мотором, и свободно двигаются. Этот вариант подходит для буксировки машины.
  3. «D», движение. При помощи этой позиции транспортное средство имеет возможность двигаться вперед. А если автомобиль находится на склоне, то он будет защищен от скатывания вниз.

Передачи при таком режиме будут переключаться автоматически в зависимости от нажатия на педаль управления подачи топлива.

  1. Режим «2», значит то, что для движения доступны первые две передачи. Применяют его на крутых дорогах, по серпантину, либо при буксировке. Во время обычной езды, водить на данной позиции возможно с невысокой скоростью. В противном случае, будет нанесен вред двигателю.
  2. «L», возможность двигаться лишь на первой передаче. Используется на бездорожье, в трудных условиях передвижения. Но для начинающих, такая езда, скорее всего, будет затруднительна. Тут стоит понимать, как ездить на автомате с данным положением селектора: скорость должна быть минимальной, ниже 15 км/ч, иначе на данный режим невозможно будет переключиться.

Выполняя вождение автомобиля на АКПП, часто можно использовать дополнительные элементы.

Что к ним относится?

  • «O/D», предназначается такая позиция для ускорения и быстрого обгона. Применительно на машинах, имеющих более трех передач. Такой режим можно использовать на затяжных подъемах, тогда мотору будет легче справиться с работой.
  • «Кик-Даун», используется для резкого ускорения. Но не желательно использовать ее со старта движения, поскольку коробка получит слишком большую нагрузку. Активировать данную позицию очень просто, достаточно резко выжать педаль газа в пол.
  • «PWR/SPORT», также предназначается для быстрой езды. Активируется данная позиция при высоких оборотах. Но стоит помнить и про максимальный расход топлива при этом.
  • «Snow», предназначается для езды в зимнее время.

    Как научиться ездить на МКПП — советы для начинающих водителей

    Разгон здесь начинается сразу со второй передачи, минуя первую, тем самым снижая вероятность скольжения. Используя выбранную возможность, обеспечивается максимально безопасное движение на снегу. И топливо здесь расходуется по минимуму. Но все же использовать его в летний период нежелательно, дабы избежать перегрева и дальнейшей поломки АКПП.

 С чего начинать?

Казалось бы, машина, имеющая АКПП должна все основные функции выполнять за водителя. Но если, автомобилист является новичком, естественно, он задается вопросом, как научиться ездить на автомате?

Инструкция:

  1. Настройка под себя. Сев в автомобиль, следует, прежде всего, подстроить под себя кресло, чтобы во время езды чувствовать себя комфортно. Проверить, как настроены зеркала, если есть необходимость, отрегулировать их. Поскольку, выполняя различные маневры, необходимо постоянно контролировать ситуацию  по зеркалам.
  2. Запуск. Для того чтобы запустить двигатель в рабочее состояние, необходимо повернуть ключ зажигания, далее выжать педаль тормоза, а затем переключить селектор в необходимый режим. Помнить нужно, что запуск авто производиться, когда выбрано положение паркинг. После этого выбирается позиция драйв, педаль с тормоза убирается и авто начинает медленно двигаться.
  3. Движение. Чтобы автомобиль разогнать до нужной скорости, уже используют педаль газа. А если необходимо произвести вынужденную остановку, например, в пробке или на светофоре, то требуется постоянно нажимать педаль тормоза, в противном случае, машина будет медленно катиться. В этом заключается особенность автоматической коробки.

Данный фактор является довольно удобным. Поскольку автомобиль не заглохнет при первом старте, а также не будет скатываться вниз по неровной дороге.

Но помимо знаний как завести и остановить машину немаловажным является уверенно чувствовать себя на дорогах и ориентироваться в различных ситуациях. Поэтому, требуется проходить обучение с инструктором, а всему остальному научит опыт.

Хотя многие опытные автомобилисты высказывают много плюсов в сторону механики, новейшие автоматические коробки постепенно начинают вытеснять устоявшиеся КПП. Связано это с тем, что у них появляется все больше преимуществ, например, уменьшенный расход топлива. Но все же, каждый делает свой выбор в пользу того, где ему будет комфортней.

  • Это средняя позиция (рычаг коробки находится по центру).
  • Определить, что включена нейтральная передачу можно подергав рычаг влево-вправо. Если он свободно ходит – значит у вас включена нейтральная передача.

Предлагаю вашему вниманию одно из лучших видео, доступных в интернете об устройстве механической коробки передач. Возможно оно поможет вам лучше понять, что происходит при переключении передач и вам будет легче научиться ездить на механике.

Переключение передач по приборам и на звук

Уверенно пользоваться механической коробкой передач позволяет тахометр – переключение на оборотах 2500 – 3000 мин-1.

Переключение скорости по тахометру

Переключение скорости по тахометру

Однако не все транспортные средства оснащены этим прибором, поэтому можно ориентироваться на скорость движения авто:

  • 20 км/ч – включается II передача;
  • 40 км/ч – переключение на III скорость;
  • 60 км/ч – включение IV передачи;
  • 80 км/ч – переключение на V скорость.

Обороты в этом диапазоне примерно равны вышеуказанным значениям. После получения некоторого опыта вождения пользователи часто переключаются «на слух», безошибочно определяя диапазон оборотов.

Таким образом, навыки вождения авто с МКПП можно получить без инструктора автошколы. Первые несколько уроков должен провести владелец транспортного средства или знакомый, имеющий некоторый стаж вождения.

1. Краткое представление об автомобиле, на котором вы собираетесь поехать

   Рис. 1. Простейшая кинематическая схема автомобиля классической компоновки

   1 – двигатель

   2 – сцепление

   3 – КПП

   4 – карданная передача

   5 – главная передача

   6 – дифференциал

   7 – полуось

ДВИГАТЕЛЬ

(рис. 2) приводит автомобиль в движение

   Рис. 2. Двигатель

   1 – блок цилиндров

   2 – поршень

   3 – шатун

   4 – коленчатый вал

   5 – маховик

   6 – впускной и выпускной клапаны

СЦЕПЛЕНИЕ

(рис. 3) обеспечивает передачу крутящего момента посредством силы трения от двигателя на ведущие колеса, служит для кратковременного разъединения двигателя от ведущих колес и плавного их соединения.

   Рис. 3. Сцепление

   1 – маховик двигателя

   2 – ведомый фрикционный диск

   3 – ведущий нажимной диск

   4 – тарельчатая пружина

   5 – выжимной подшипник

   6 – рабочий цилиндр

   7 – гидравлическая магистраль

   8 – главный цилиндр

   9 – педаль сцепления

КПП

(коробка переключения передач) служит для преобразования крутящего момента по величине (I, II, III, IV передачи), изменения направления движения (передача заднего хода) и длительного разъединения двигателя от ведущих колес (нейтральная передача).

   На схеме, приведенной на рис. 4, показан принцип преобразования крутящего момента на одной из передач.

   Рис. 4. КПП

   1 – ведущий (первичный) вал

   2 – промежуточный вал

   3 – ведомый (вторичный) вал

   4, 5, 6, 7 – шестерни постоянного зацепления

   8 – ступица синхронизатора

   9 – зубчатая (соединительная) муфта

   10 – рычаг переключения КПП

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

(рис. 5) служит для передачи крутящего момента под изменяющимся углом.

   Рис. 5. Карданная передача

   1 – карданный шарнир

   2 – карданный вал

ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА

(рис. 6) служит для передачи крутящего момента под прямым углом и его увеличения.

   Рис. 6. Главная передача

   1 – ведущая шестерня

   2 – ведомая шестерня

ДИФФЕРЕНЦИАЛ

(рис. 7) служит для возможности вращения ведущих колес с разными угловыми скоростями (на поворотах).

   Рис. 7. Дифференциал

   1 – полуосевая шестерня

   2 – сателлит

   3 – полуось

Урок №3. Правила жизни для водителя

Разгон здесь начинается сразу со второй передачи, минуя первую, тем самым снижая вероятность скольжения. Используя выбранную возможность, обеспечивается максимально безопасное движение на снегу. И топливо здесь расходуется по минимуму. Но все же использовать его в летний период нежелательно, дабы избежать перегрева и дальнейшей поломки АКПП.

   Любой автомобиль в обязательном порядке оборудован регулировочным устройством сиденья водителя (продольное перемещение сиденья и наклон спинки) и зеркалами заднего вида (салонным и боковым).

   Итак, садимся в автомобиль и регулируем сиденье водителя «под себя». При регулировке надо исходить из следующего: ноги должны свободно доставать до педалей, причем изгиб ног в коленях должен быть небольшим при любом положении педалей (рис. 8). Это легко почувствовать левой ногой, управляющей педалью сцепления. Для этого надо положить ступню ноги на педаль, не нажимая на нее. Если у вас миниатюрная нога и пятка не достает до пола, не страшно – нога будет работать на весу.

   Рис. 8

   В этом положении нога не должна испытывать неудобства. Затем педаль сцепления выжимается полностью (до упора), при этом нога не должна тянуться. Незначительный изгиб в колене сохраняется. Этого мы добиваемся продольным перемещением сиденья.

   Рис.9

   Наклон спинки сиденья регулируем таким образом, чтобы руки на рулевом колесе лежали удобно. Правильное положение рук на ободе колеса показано на рис. 9.

 

   Рис. 10

   Руки также должны быть слегка согнуты в локтях (рис.10).

   Следующее, на что надо обратить внимание – это обзор сзади. Зеркала заднего вида регулируются так, чтобы в салонном зеркале максимально просматривалось заднее стекло автомобиля, а в боковом – борт автомобиля по касательной.

После того, как заведен двигатель, отпустите сцепление

  • На многих автомобилях вы сможете завести двигатель, только выжав педаль сцепления
  • Кроме того, это является мерой безопасности – если вы случайно оставили рычаг коробки на передаче, это защитит вас от непреднамеренного движения автомобиля при попытке его завести
  • Введите себе в привычку заводить автомобиль при выжатом сцеплении
  • Убедитесь, что рычаг находится в нейтральном положении
  • Чаще всего она расположена вверху слева, но лучше уточните расположение передач. Обычно их расположение нарисовано на набалдашнике рычага, за который вы держитесь.

Водительское место

Регулировка сиденья

Регулировка сиденья

Регулировка руля

Регулировка руля

Регулировка зеркал

Регулировка зеркал

Инструкция по управлению авто с МКПП

Рассмотрим основные аспекты, о которых должны знать новички.

Поскольку правильно трогаться на механике не каждому удаётся с первой попытки, первостепенно стоит рассмотреть конкретно этот аспект.

  1. Предварительно настройте зеркала и водительское кресло так, чтобы вам было комфортно.
  2. Рычаг должен быть на нейтралке, заведите мотор путем поворота ключа.
  3. Нажмите на тормоз и выжмите сцепление, выберите первую ступень.
  4. Перенесите ногу на газ, параллельно отпускайте понемногу сцепление.
  5. Начинайте дозировать тягу посредством газа, пока ТС не начнёт уверенно двигаться без подергиваний. Так как трогаться на механике для новичков сложно, не всегда удаётся сразу добиться плавного движения.
  6. Уберите ногу со сцепления и продолжайте стабильно нажимать на газ, чтобы набрать скорость.
  7. Как только требуемый скоростной диапазон будет достигнут, отпустите газ и снова перенесите ногу на сцепление, после чего активируйте вторую передачу. Теперь сцепление можно отпускать не так плавно и аккуратно.
  8. Отсутствие рывков и толчков со стороны автомобиля будет свидетельствовать о том, что вы правильно выбираете необходимую передачу (почему машина дергается при разгоне, читайте в материале нашего автора).

Повышенные передачи

Так как переключить передачи на механике требуется на этапе набора скорости, последовательность действий водителя будет выглядеть следующим образом:

  1. Переключение передач на механике следует начать с ослабления газа и стремительной активации сцепления.
  2. Переведите рычаг на нейтралку и активируйте следующую передачу.
  3. Нажмите на газ, сцепление по прежнему стоит отпускать плавно.
  4. Переход на дальнейшие скоростные режимы реализуется по тому же принципу.

От скорости движения напрямую зависит скорость выполнения данных действий.

Пониженные передачи

Чтобы понять, как правильно переключать передачи с целью снижения скоростного режима, стоит ознакомиться со следующей инструкцией:

  • притормозите до оптимальной скорости путем плавного отжатия газа и полностью выжмите сцепление;
  • активируйте более низкую передачу после установки рычага на нейтралку;
  • убирать ногу со сцепления следует плавно, после чего можно позволить себе добавить газ.

Тогда как переключать скорости на механической коробке передач, пропуская несколько положений при повышении скорости новичкам строго запрещено, делать то же самое при снижении скоростного режима вполне допустимо.

Торможение

Чтобы уметь вовремя остановится и не создавать предпосылок для аварийной ситуации, следует понять, как правильно тормозить на механике. Разные способы подходят для отдельных погодных и дорожных условий:

  1. В дождливую погоду, во время гололёда или горке отпустите педаль газа и плавно жмите на тормоз. Практически перед остановкой поставьте ногу на сцепление и переключите рычаг КПП на нейтралку.
  2. Стоит научится пользоваться и другим способом, используемым при благоприятных погодных условиях. Отпустите газ и нажмите на сцепление до пола, после чего начинайте плавно выжимать тормоз, пока ТС полностью не прекратит движение. Активируйте нейтральное положение и отпустите все педали. Активируйте функцию ручного тормоза, даже если уходите из машины на пару минут.
  3. Чтобы научиться притормаживать, отпустите газ, опять же плавно, и слегка надавите на тормоз. Ничего не делайте со сцеплением, если переключение на более низкий скоростной режим не входит в ваши планы.
  4. Так как тормозить двигателем на механике в некоторых случаях более целесообразно, необходимо освоить и этот подход. К таким случаям относится движение по склону. С высокой ступени необходимо спуститься на более низкую. Снижение скорости произойдёт сразу, даже если не притрагиваться к педали газа, поскольку активируется движение на холостых оборотах. Выбирайте следующий более низкий скоростной режим. Давить на газ при отпущенном сцеплении вовсе не нужно.

Задний ход

Убедитесь, что на дорожном полотне позади автомобиля отсутствуют помехи, используя соответствующие зеркала. Повернув голову назад, можно с лёгкостью убедиться в том, что в «мёртвых зонах» нет помех, которые вас собьют с толку.

Как научиться водить механику машину

Активируйте сцепление и активируйте заднюю передачу, медленно снижайте давление на педаль сцепления, аналогичным плавным движением давите на газ. Задняя передача требует более высокой тяги (оборотов), помимо этого её следует использовать исключительно при полной остановке ТС.

Недопустимо отпускать педаль сцепления полностью, а дозировка тяги педалью газа должна быть максимально аккуратной, чтобы избежать неожиданных рывков и потери контроля авто. При движении назад не допускаются рывки или внезапные повороты рулём, поскольку такие действия часто приводят к потере управления транспортом и аварии.

 

   Основные органы управления:

   * руль

   * педаль сцепления

   * педаль тормоза

   * педаль акселератора

   * рычаг управления КПП (переключения передач)

   * рычаг стояночного тормоза («ручник»).

   К органам управления также относятся:

   * указатель поворотов

   * включатель габаритных огней

   * переключатель света фар

   * включатель стеклоочистителей

   * включатель зажигания (замок).

   Теперь познакомимся с каждым органом управления в отдельности.

РУЛЬ

. Мы уже знаем, как правильно держать рулевое колесо. В указанном на рис. 9 положении руки имеют наибольшую свободу управления, готовы к любому быстрому маневру и не устают, так как своим весом лежат на рулевом колесе. Руль надо держать двумя руками, избегать управления одной рукой. Отрывать руку от руля следует только при необходимости, например, при перехвате руля на повороте, при переключении передач, при включении стеклоочистителей на ходу и т. д. Пижонство в управлении одной рукой может привести к неприятности: при наезде колесом автомобиля на препятствие или при проколе колеса руль одной рукой можно не удержать.

ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ

. Управляется левой ногой. При отпущенной педали диски в сцеплении замкнуты, при работающем двигателе и включенной передаче через сцепление передается крутящий момент от двигателя на ведущие колеса. При выжатой педали диски разомкнуты и связи двигателя с ведущими колесами нет. В этот момент мы можем беспрепятственно включить нужную передачу.

   Рис. 11

   Работает педаль сцепления следующим образом. Выжим педали производится полностью (до упора) и достаточно быстро. Отпускание педали сцепления производится плавно, как бы в два этапа (рис. 11).

Первый этап –

при отпускании педали от положения I в положение II выбираются зазоры между дисками в сцеплении. Это движение производится достаточно быстро. Расстояние

а

составляет примерно 1/3-1/2 от полного хода педали и зависит от правильности регулировки сцепления.

Второй этап –

при отпускании педали от положения II в положение III диски сцепления прижимаются друг к другу. Происходит передача крутящего момента. Это движение делается плавно с небольшой задержкой.

ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА

. Управляется правой ногой. В отличие от педали сцепления педаль тормоза не может быть выжата до упора в пол. Упор педали мы почувствуем в промежуточном положении, когда тормозные колодки упрутся в тормозные барабаны или диски. Усилием нажатия на тормозную педаль определяется эффективность торможения. Чем меньше скорость движения автомобиля, тем меньшее усилие необходимо прикладывать к тормозной педали. В противном случае будет неприятный «кивок» автомобиля.

ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА

. Управляется так же, как и педаль тормоза – правой ногой. Правая нога вполне справляется с двумя педалями. Нам нужно или движение (акселератор), или замедление (тормоз). Педаль акселератора работает в очень небольшом диапазоне. Режим работы плавный. Работающий двигатель при нажатии на педаль отреагирует увеличением оборотов.

РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ КПП

. Управляется правой рукой. Рычаг устанавливается водителем в положение, соответствующее конкретной передаче. В нейтральном положении (передача не включена) рычаг имеет достаточно ощутимую свободу перемещения в поперечном направлении. При поперечном перемещении рычага мы выбираем, какую из передач включать. Включение передачи производится продольным перемещением рычага вперед или назад.

   Рис. 12

   Для 4-ступенчатой КПП возможна схема, показанная на рис. 12. Для вашего же автомобиля схема переключения передач указана в инструкции по эксплуатации автомобиля.

РЫЧАГ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА

. Управляется правой рукой. При движении автомобиля рычаг должен быть полностью опущен вниз, что соответствует расторможенному состоянию задних колес. Стояночный тормоз снабжен храповым устройством, удерживающим рычаг в заторможенном положении (затянутом вверх). При затягивании рычага прослушиваются характерные щелчки срабатывания храпового устройства (их должно быть 3-4). Для отпускания (расторможения) рычага предусмотрена кнопка на его переднем конце. Чтобы кнопка легче поддалась нажатию, рычаг следует потянуть вверх, после чего нажать кнопку и опустить рычаг вниз.

Ознакомившись с органами управления автомобиля, приступим к упражнениям по отработке элементов управления. Итак,* сидим удобно и свободно * обзор из автомобиля хороший и спереди, и сзади * руки удобно и правильно лежат на рулевом колесе * ноги свободно достают до педалей. Тренируем левую ногу. Выжимаем педаль сцепления быстро и до упора в пол.

Достаточно быстро отпускаем ее на 1/3 хода и затем плавно и медленно до полного освобождения.Сделаем это упражнение несколько раз: пусть нога привыкнет к упругости педали.Тренируем правую ногу. Пока двигатель не работает, нажимать на педаль акселератора мы не будем. Правая нога находится над педалью акселератора, слегка ее касаясь.

Переносим ногу на педаль тормоза и нажимаем на нее. Для координации правой ноги это упражнение проделаем несколько раз с различным усилием нажатия на тормозную педаль.Тренируемся включать передачи. Выжимаем педаль сцепления. Правая нога при этом должна быть над педалью акселератора, не нажимая на нее.

Спокойно и четко переводим рычаг в положение I передачи. Далее при выжатой педали сцепления проделаем переключения передач последовательно по восходящей и в любом порядке.Помните: механизм любит четкость и плавность.Рекомендация. Для простоты включения второй передачи с первой не обязательно переводить рычаг в нейтральное положение.

5. Запуск двигателя

   Убедившись, что автомобиль на стояночном тормозе, выжимаем педаль сцепления и устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение (или убеждаемся, что он находится в таком положении). Дело в том, что включенная передача при неработающем двигателе иногда используется для удержания автомобиля на месте (вместо «ручника»). В этом случае, если мы, не выключив передачу и не выжав сцепление, попробуем запустить двигатель, произойдет следующее: при включении стартера, а именно им мы запускаем двигатель, автомобиль сделает рывок вперед. Это чревато неприятностями. Убедившись, что рычаг КПП стоит в нейтральном положении, поворачиваем ключ зажигания (рис. 13) по часовой стрелке до срабатывания стартера. Как только двигатель запустится, ключ зажигания надо сразу отпустить.

   Рис. 13

   Положения ключа:

   I – зажигание выключено, можно включить габариты и фары

   О – все отключено

   II – зажигание включено

   III – стартерное положение (подпружиненное)

Рекомендация.

Если вы не уверены, что передача нейтральная, выжмите сцепление и в таком положении запустите двигатель. Когда двигатель будет запущен, не бросайте педаль сцепления, а медленно попробуйте ее отпустить. В случае, если автомобиль дернется, немедленно выжмите педаль сцепления и выключите передачу. А для того чтобы избежать любых случайностей, перед запуском двигателя проверьте, затянут ли «ручник». Эта мера предосторожности исключит перемещение автомобиля в том случае, если передача оказалась включенной. Двигатель тогда просто заглохнет.

   Следует знать, что для надежного пуска холодного двигателя требуется обогащенная горючая смесь. В случае инжекторного двигателя или карбюраторного с автоматическим управлением воздушной заслонкой состав смеси при запуске регулируется автоматически. В автомобиле с обычным карбюратором для запуска холодного двигателя предусмотрен ручной привод воздушной заслонки, которую для обеспечения обогащенного состава смеси в момент пуска необходимо прикрыть. Это достигается выдвижением ручки управления. Вытянув ручку управления воздушной заслонкой, запускаем холодный двигатель, как было рассмотрено выше. После нескольких секунд работы обороты двигателя по мере его разогрева начнут возрастать. При этом полезно производить коррекцию оборотов (на слух) положением ручки управления, т.е., слегка утапливая ручку, добиваться устойчивых, но небольших оборотов (примерно 1500 об/мин).

   При запуске прогретого двигателя воздушная заслонка должна быть полностью открыта (ручка утоплена) во избежание переобогащения смеси и «забрасывания» свечей зажигания.

Торможение

  • Когда вам нужно остановиться, переведите правую ногу с газа на педаль тормоза.
  • Нажимайте её с тем усилием, которое необходимою
  • Когда ваша скорость упадет до 10-20км/ч вы почувствуете, что машина начинает трястись и вибрировать. Выжмите до конца левой ногой педаль сцепления и переключитесь на нейтральную передачу.
  • Потом вы привыкнете к тому, чтобы тормозить на нейтральной передаче или при выжатом сцеплении.

До этого момента мы занимались самообучением в своем автомобиле на месте его стоянки. Трогание автомобиля с места требует соблюдения определенных условий безопасности. Для приобретения первоначальных навыков управления автомобилем надо выбрать любую площадку, свободную от людей, машин и пр. Если эта площадка имеет размер хотя бы 30х30м, этого для начала будет вполне достаточно.

Как научиться водить механику машину

Разумеется, перегон автомобиля на данную площадку должен быть осуществлен водителем.Перед тем как пытаться трогать автомобиль с места, надо четко себе представлять, как его остановить. Для остановки автомобиля делается следующее: левая нога быстрым движением выжимает педаль сцепления, правая нога воздействует на тормозную педаль (степень нажатия определяется необходимостью).

Выжатое сцепление при этом исключает дальнейшее принудительное перемещение автомобиля двигателем. Тормозная педаль, естественно, прекратит движение автомобиля.Психологически очень важно убедить себя в том, что вы знаете, как отреагировать на вышедший из-под контроля процесс. Если что-либо непонятно, что-то не так – педаль сцепления «в пол», тормозная педаль нажата.

   Для успешного заезда на эстакаду надо:

   * правильно скоординировать автомобиль;

   * сохранить прямолинейность при заезде на эстакаду;

   * уметь остановить автомобиль в любом положении на эстакаде, не допуская его скатывания.

   Тренировку по координации автомобиля следует начать без заезда на эстакаду.

Упражнение 1. Заезд на эстакаду.

   Кладем вешки (без подпятников) относительно автомобиля, как показано на рис.27. При этом вешки будут определять колеи эстакады.

   Рис.27

   Учтем, что при непосредственной близости к эстакаде автомобиль должен двигаться строго по прямой. То есть маневрирование должно быть выполнено заранее. В противном случае, направив правильно на эстакаду передние колеса, но продолжая двигаться по дуге, вы не попадете в колеи эстакады задними колесами.

   Проделайте несколько раз данное упражнение. Теперь попробуйте сделать то же самое со смещением автомобиля относительно положенных вешек в другую сторону.

Упражнение 2. Остановка автомобиля на эстакаде.

   Для выполнения упражнения выбираем естественный уклон (примерно 16°) и укладываем на нем вешки так же, как было указано выше.

   Прицелив автомобиль на импровизированную эстакаду. останавливаем его на подъеме. Для того чтобы автомобиль после остановки не скатывался назад, продолжая плотно держать тормозную педаль, затягиваем стояночный тормоз. Во время остановки на подъеме обратим внимание на последовательность действий: при выжатой педали сцепления и нажатой тормозной сначала затягивается «ручник», а уже затем выключается передача и отпускаются педали.

Упражнение 3. Трогание автомобиля на подъеме.

   Итак, автомобиль стоит на подъеме на стояночном тормозе. Наша задача – освободить автомобиль от стояночного тормоза в начальный момент его трогания.

   Последовательность действий при этом следующая.

   1. Включаем I передачу и правую руку кладем на «ручник».

   2. Находим момент срабатывания сцепления и в этом положении задерживаем левую ногу (помним, что в момент срабатывания сцепления двигатель отреагирует снижением оборотов).

   3. Прибавив обороты, опускаем до конца вниз рычаг тормоза, предварительно нажав кнопку храповика.

   4. Затем все делаем как при обычном трогании.

   Если ваши действия правильные, автомобиль скатываться назад не будет.

Возможные ошибки и их причины:

   1. При трогании двигатель заглох – не был вовремя отпущен «ручник»

   2. Двигатель «ревет», автомобиль покатился назад – «ручник» отпущен раньше времени (сцепление еще не сработало). При скатывании автомобиля назад непроизвольно возникает желание сдвинуть автомобиль вперед за счет большего нажатия на акселератор, забывая при этом о сцеплении

   Итак, если цель понятна, надо приступать к отработке действий. Главное на начальной стадии обучения – не торопитесь непременно все сделать сразу. Обучайтесь действиям последовательно, как было рассмотрено нами.

Рекомендация.

В случае отката автомобиля назад надо спокойно продолжать плавно отпускать сцепление до его срабатывания. При этом в момент срабатывания сцепления автомобиль сначала приостановится, а затем начнет движение вперед.

   В рассмотренном упражнении наибольшее внимание надо уделить работе сцепления.

   Перед началом движения вы должны:

   * убедиться в том, что не создадите помех другим участникам движения;

   * включить указатель поворота.

   Напомним, что предупредительный сигнал (указатель поворотов) не дает преимущества водителю в движении.

   Если автомобиль стоит у тротуара и перед ним дорога свободна, начинать движение удобно под очень острым углом без совершения резких маневров. В этом случае для движущегося транспортного средства вы не будете создавать неудобств. Стоит ли ваш автомобиль у тротуара или движется с небольшой скоростью в непосредственной близости от него – для водителя другого транспортного средства практически одно и то же (рис. 28).

   Рис. 28

   Если перед вашим автомобилем находится препятствие (например, другой автомобиль), то маневр начала движения требует большой осторожности. Преимущество имеют транспортные средства, движущиеся по дороге. В этом случае вам потребуются приобретенные навыки работы сцеплением, чтобы выезд был медленным и контролируемым. Такой выезд подразумевает в случае изменения ситуации приостановку в любом положении (рис. 29, поз.2).

   Рис.29

   Для того чтобы безопасно осуществить остановку у тротуара, надо:

   * заранее четко знать, где мы можем это сделать;

   * заблаговременно подать предупредительный сигнал (правый сигнал поворота);

   * плавно снизить скорость и, по возможности, под острым углом приблизиться к бордюру.

   Очень важно, чтобы приближение к бордюрному камню было после снижения скорости. Подъезд к тротуару на большой скорости может привести к ошибке и неприятным последствиям. При соприкосновении колеса с бордюрным камнем можно повредить колесо или, что еще хуже, потерять контроль над управлением автомобилем из-за возросшего сопротивления на правом колесе.

   Где остановка запрещается, указано в 12-м разделе ПДД

Пробуем тронуться

  • Для того, чтобы тронуться, медленно отпускайте сцепление (при включенной первой передаче) до того момента, когда начнут падать обороты двигателя. В этот момент легонько нажмите правой ногой на педаль газа, продолжая медленно отпускать сцепление до конца.
  • Возможно вы заглохните, если вы сделаете это слишком быстро или медленно.
  • Повторите трогание несколько раз, до тех пор, пока у вас начнет получаться уверенно трогаться с места.
  • Внимательно следите за тем, что находится впереди автомобиля. Если рядом с вами сидит помошник, пусть он будет готов дернуть за ручной тормоз, если что-то пойдет не так.
  • Эта часть может быть сложной для вас. Тренируйтесь и вас все получится!

7. Движение по кривой траектории, маневрирование

Упражнение 1. Движение по кругу произвольного радиуса

   Исходное место проведения данного занятия то же, что и в предыдущем упражнении.

   Наметив произвольную траекторию, плавно трогаем автомобиль на I передаче и медленно движемся по кругу, сначала против часовой стрелки.

   При отработке навыков руления важно, чтобы поставленная задача не отвлекала вас от главного – умения в любой ситуации остановить автомобиль. Дело в том, что на начальной стадии обучения автомобиль, вполне возможно, будет двигаться не совсем по той траектории, которая вами задумана. В таком случае коррекцию в рулении можно смело осуществлять лишь при полном контроле над движением автомобиля. Если в момент выполнения упражнения у вас вдруг оказалось недостаточно времени для принятия правильного решения, следует, не распыляясь на другие действия, спокойно остановить автомобиль.

   Теперь конкретно скажем о том, на что надо обратить внимание при выполнении упражнения.

   1. Смотреть следует не перед «носом» автомобиля непосредственно, а в то место, куда автомобиль вами направляется (на рис. 14 показано стрелками).

   Рис.14

   2. Необходимо учитывать некоторую инертность рулевого управления автомобиля (в отличие от мотоцикла, велосипеда), так как в рулевом механизме имеется свободный ход (люфт) в пределах 10°, предусмотренных конструкцией. Во время руления этот люфт выбирается достаточно быстро.

   3. При движении по кривой не надо стремиться все время довернуть руль в сторону поворота. Нужная траектория обеспечивается определенным положением управляемых колес.

   При выполнении упражнения полезно делать промежуточные остановки. Проехав несколько кругов (5-6), поменяйте направление движения и выполните то же самое упражнение по часовой стрелке.

Упражнение 2. Приобретение навыков руления при движении по «восьмерке» (рис. 15).

 

   Рис.15

   В данном упражнении надо обратить внимание на правильность руления. Повороты руля выполняются свободно с перехватом, примерно так, как показано на рис. 16а и 16б.

 

   Рис.16а. Поворот вправо

   Рис.16б. Поворот влево

   В процессе выполнения рассматриваемого упражнения делайте промежуточные остановки.

   Для успешного выполнения последующих упражнений по маневрированию очень важно уметь перемещать автомобиль на любое самое малое расстояние. Это достигается грамотной работой сцеплением.

   При отпускании педали сцепления проходит некоторое время, за которое автомобиль проезжает определенное расстояние. Другими словами, если при трогании автомобиля попробовать, отпустив педаль сцепления, сразу ее выжать и нажать на тормоз, то можно убедиться, что автомобиль за это время прокатится на несколько метров. Но бывает необходимо продвинуть автомобиль совсем немного, буквально на сантиметры. Как это сделать? Для этого достаточно автомобиль сдвинуть на полувыжатом сцеплении, после чего педаль сцепления сразу выжать.

   Рис.17

   I – полностью выжатая педаль

   II – положение срабатывания сцепления

   III – полностью отпущенная педаль

   IV – положение педали (условное), при котором начнется движение автомобиля

   Как мы уже знаем, положение II (рис. 17) определяет момент начала срабатывания сцепления. От положения II автомобиль будет начинать двигаться. Поэтому, чем меньше мы отпустим педаль от положения II с последующим выжимом, тем меньшее расстояние пройдет автомобиль. Это и будет целью нашего очередного упражнения -сдвинуть автомобиль на минимальное расстояние.

Упражнение 3. Передвижение автомобиля на минимальное расстояние.

   Включаем I передачу и находим момент срабатывания сцепления (положение II, рис. 17). Далее, одновременно прибавляя немного обороты двигателя, приотпускаем педаль сцепления до условного положения IV, буквально на несколько миллиметров. После того как автомобиль сдвинется с места, педаль сцепления полностью выжимаем. При этом тормозной педалью пользоваться не обязательно, так как, если вы сделаете все правильно, автомобиль не успеет раскатиться и остановится под собственным весом.

   В данном упражнении надо поставить для себя задачу поэтапного перемещения автомобиля на как можно меньшее расстояние (10-20 см).

   То же самое попробуйте сделать при движении назад. Отработав это упражнение, вы приобретете уверенность в том, что автомобиль можете укрощать. Наступит приятное ощущение полного контроля над автомобилем.

Упражнение 4. Маневрирование с применением заднего хода.

   Траекторию движения выбираем произвольно, например так, как показано на рис. 18. В данном упражнении главное, на что надо обратить внимание, – это на руление при движении задним ходом. Движение задним ходом по прямой мы уже рассматривали.

   В предложенном упражнении при движении задним ходом мы осуществляем поворот. Здесь очень важно водителю выбрать для себя такое положение за рулем, чтобы было удобно, движения были раскованны, хорошо просматривалась зона, куда автомобиль должен быть направлен.

   Рис.18а

   Рис.18б

   На рис. 18а показано движение автомобиля задним ходом с правым поворотом управляемых колес. В этом случае водитель должен развернуться немного вправо, чтобы была видна зона стекла задней правой двери и заднего стекла автомобиля. Поворачивать руль можно как одной, левой рукой, так и двумя руками. Это зависит от крутизны поворота и от скорости передвижения.

   На рис. 18б изображено движение автомобиля задним ходом с левым поворотом управляемых колес. В данном случае водитель должен выбрать для себя удобную позицию: или развернуться, как в предыдущем случае, но значительно больше, чтобы просматривалась зона заднего стекла и частично стекла задней левой двери автомобиля; или, что, наверное, более удобно при крутом повороте, развернуться в левую сторону и смотреть через боковое стекло левой задней двери. Попробуйте оба варианта. Больше того, положение во время маневрирования задним ходом водитель может менять. Если вы почувствовали, что при движении испытываете неудобство, поменяйте положение, но предварительно остановите автомобиль. Главное, чтобы просматривалась та зона, в которую направляется автомобиль.

Переключение на вторую передачу

  • Ура! Вы тронулись с места!
  • Вы уже научились трогаться с места на первой передаче и привыкаете к управлению автомобилем.
  • Итак, пришло время ехать быстрее, для этого нужно научить переключать передачи в движении.
  • Когда обороты двигателя достигнут 3000-4000 оборотов, самое время переключиться на вторую передачу.
  • Для этого нужно отпуская педаль газа, одновременно нажимать сцепление.
  • На первых порах это может у вас вызвать сложности, но потом вы привыкнете.
  • Пока машина двигается накатом вперед, а сцепление уже полностью выжато, переключите рычаг на вторую передачу.
  • Плавно отпускайте сцепление до конца. Теперь можно добавить газу!
  • У вас получилось? Замечательно! Переключение на следующие передачи происходит точно также!
  • Не получилось? Ни чего страшного! Мало у кого это получается сразу. Если вы сильно разволновались, остановитесь, прогуляйтесь несколько минут и попробуйте еще раз. У вас обязательно получится!

12. Заезд на эстакаду. Трогание автомобиля, стоящего на подъеме

   Для проведения дальнейших занятий потребуются габаритные вешки – деревянные, пластмассовые, лыжные палки и т.п. Главное, чтобы они были размером около одного метра или чуть больше; чтобы при случайном наезде на них не был причинен ущерб вашему автомобилю; чтобы подпятники, на которых они будут установлены, не повредили колеса автомобиля. Их достаточно 7-8 шт.

   Ставим автомобиль на площадке и расставляем вокруг него вешки, как показано на рис. 19.

   Рис. 19

   Задача – выехать из гаража и заехать в него задним ходом. Причем выполнить это упражнение надо с разных сторон.

   При выезде из гаража необходимо учитывать, что при повороте траектории передних и задних колес различны. Заднее колесо идет по внутреннему радиусу. Поэтому, выезжая из гаража, не торопитесь сразу повернуть, иначе передняя вешка (рис. 20) будет сбита (а если это реальный гараж, то пострадает борт автомобиля). Чтобы такого не произошло, выкатите автомобиль по прямой примерно наполовину, после чего поворачивайте в выбранную сторону, контролируя внутренний борт автомобиля.

   Рис. 20

Упражнение 1. Выезд из гаража с поворотом вправо и обратный заезд задним ходом.

   При выезде из гаража надо ориентироваться на правый передний угол (правую переднюю вешку). Выезжаем из гаража в правую сторону и ставим автомобиль, как показано на рис. 20.

   Для заезда в гараж разворачиваемся на водительском месте таким образом, чтобы он был хорошо виден. Сам заезд разделим как бы на три этапа.

   На 1-м этапе ориентируемся на ближайшую вешку, которую нужно обогнуть на расстоянии 30-40см от борта автомобиля по крутому радиусу. По окончании 1-го этапа автомобиль должен быть расположен примерно под 45° к гаражу, ближайшая вешка должна быть видна в стекло задней правой двери и находиться от борта автомобиля на расстоянии 30-40см, управляемые колеса полностью вывернуты вправо (рис. 21а).

   Рис. 21а

   На 2-м этапе все внимание устремлено на средний створ вешек, который автомобиль должен пройти по центру. Наблюдая за движением автомобиля по крутой дуге внутрь гаража, дожидаемся, когда задняя часть автомобиля будет сориентирована по центру среднего створа (рис. 21б).

   Рис. 21б

   На 3-м этапе, ориентируясь на задний створ (или на центральную вешку), выравниваем автомобиль, чтобы внутри гаража он двигался строго по прямой.

   Следует учесть, что исправление возможной ошибки внутри гаража рулением пользы не принесет, только может ухудшить положение.

   В конечной фазе внутри гаража автомобиль не должен идти по дуге. Корректировка задней части автомобиля даже на незначительное расстояние повлечет за собой существенное смещение в сторону передней (управляемой) части автомобиля (рис. 22).

   Рис. 22

Упражнение 2. Выезд из гаража с поворотом влево и обратный заезд задним ходом.

   Данное упражнение отличается от предыдущего только ориентацией водителя на своем месте.

   Работа над заездом в гараж потребует терпения. Полезно при тренировках, намечая для себя ориентиры, останавливать автомобиль в промежуточных положениях, выходить из него для анализа своих действий.

Движение задним ходом

По просьбе читателей добавлю, как двигаться задним ходом на механике. Не раз наблюдал такую ситуацию: ученик включает заднюю передачу, поддает газу и отпускает сцепление. Автомобиль, естественно, начинает быстро ехать назад и на такой скорости ученик судорожно пытается вырулить.

Теперь открою вам секрет: при движении на задней передаче газ не требуется! Если у вас исправный автомобиль с не сожженым сцеплением, то для движения задним ходом делаем так:

  • Выжимаем сцепление и включаем заднюю передачу (на некоторых автомобилях для этого нужно приподнять пальцами кольцо под набалдашником ручки переключения передач).
  • Смотрим в зеркала и прикидываем куда крутить руль и траекторию движения.
  • Аккуратно и медленно отпускаем сцепление, пока автомобиль не начнет двигаться назад.
  • Внимание! Не отпускаем дальше сцепление! Таким образом мы будем двигаться медленно и печально и вы легко припаркуетесь, сделаете параллельную парковку или то, что вам требуется.
  • Если вам нужно замедлиться, просто нажмите сильнее на сцепление и автомобиль перестанет двигаться назад.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector