Край проезжей части дороги – LawyeRics

Введение

На первый взгляд пересечение проезжих частей не вызывает никаких вопросов. И все, кто хоть немного готовился к экзаменам для получения прав с легкостью отвечали на вопросы о количестве проезжих частей и о количестве их пересечений на простых и сложных перекрестках.

Но вдруг в один прекрасный момент, уже забыв про экзаменационные билеты, вы совершаете разворот на дороге с разделительной полосой, и едва закончив маневр, вас уже встречает инспектор ДПС с уже заполненным протоколом по части 4 статьи 12.15 и составленной схемой. Ему туда остается вписать фамилию и данные о водителе. И вот так обычный разворот может закончиться лишением прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Нарушение этого пункта ПДД, в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. N 18, однозначно определяет состав правонарушения по части 4 статьи 12.15.

Вам напомнят или вы сами вспомните картинки из экзаменационных билетов ПДД, убедят, что вы не разворачивались, а совершили два поворота, и для полной убедительности покажут фото маневра, где ваш автомобиль находится на левой стороне перекрестка на пересекаемой дороге после совершения поворота.

Такое количество доводов не в вашу пользу и фактор неожиданности, несомненно, отобьет желание поиска истины.

Именно для того, чтобы жест инспектора не был для вас неожиданностью, и чтобы правду вы не искали уже под давлением сотрудника ДПС, постараемся в этой статье вместе отыскать решение и определить границы пересечения проезжих частей.

Край проезжей части дороги - LawyeRics

Мы не будем рассматривать разворот по большому и малому радиусу, так как главный вопрос это определить момент выезда с пересечения проезжих частей, и найти разницу между разворотом и двумя поворотами налево, а для этого нам необходимо определить границы пересечения проезжих частей, и тогда вопрос разворота по большому и малому радиусу отпадет сам собой.

Абсолютное большинство комментариев к определению пересечения проезжих ссылается на иллюстрации в экзаменационных билетах, как на единственный более менее официальный источник хоть как то поясняющий этот вопрос. Сразу отметим, это определение не верно!

Если следовать определению пересечения проезжих частей по иллюстрациям в билетах, то разворот по малому радиусу запрещен всегда без исключений. Но практика, как водительская, так и судебная показывает обратное.

Главные элементы автомобильной дороги

Согласно законодательству, формулировка «дорога» четко регламентирована и является основным элементом дорожного движения.

Дорога по пдд это специально отстроенный или адаптированный участок земли для перемещения транспортных средств. Под это определение попадает не только поверхность, которую обустроили и снабдили нужной инфраструктурой для передвижения машин, а также загородная или искусственно организованная (мосты, туннели).

Не стоит забывать, что дорогу могли организовать временно — она предназначена для недолгого использования (в течение сезона). Это может быть специально проделанная полоса специализированным автомобилем или другими транспортом по снегу или по бездорожью. В другое время года автомобили здесь ездить не будут, но в данный момент это считается дорогой.

Перекресток

Во второй части определения собраны основные элементы дорожного движения:

  1. Проезжая зона.
  2. Обочина.
  3. Тротуары.
  4. Разделительная полоса.
  5. Трамвайные линии.

Простой перекресток

Давайте начнем с простого перекрестка двух дорог, имеющих по одной проезжей части.

Обратите внимание! На этом изображении, и на всех последующих отсутствует какая либо дорожная разметка. Объясняю почему. Все просто, если дорога не односторонняя и по ней не организован особый режим движения, встречная полоса в соответствии с п.9.1 ПДД существует всегда независимо от того есть разметка на дороге или нет.

ПОДРОБНОСТИ:   Часть 3 статьи 141 коап

Во-первых, при таком определении, в случае наличия на дороге двух проезжих частей невозможно выполнить разворот по малому радиусу ни при каких обстоятельствах, на сколько узкой или широкой не была бы разделительная полос. При развороте мы всегда совершим выезд с пересечения проезжих частей, не покинув перекрестка, и если при этом окажемся на встречной полосе пересекаемой дороги это уже будет поворот, и нарушение п.8.6 ПДД .

Наша задача опровергнуть это определение.

Второй момент это по неизвестным причинам оставленный без внимания участок перекрестка на закруглении проезжих частей.

Перекресток — это пересечение двух дорог, соответственно и пересечение двух проезжих частей этих дорог, также на перекрестке есть еще  проезжие части на закруглениях, расположенные только на перекрестке, соединяющие пересекающиеся проезжие части дорог.

Например рассмотрим маневр поворот, он состоит из трех этапов

  1. Движение по полосе дороги 1
  2. Движение по полосе на перекрестке
  3. Движение по полосе дороги 2

— противоречия в нахождении полосы движения на перекрестке нет. В случае поворота наша полоса параллельна закруглению проезжей части на перекрестке.

— сомнений, что участок перекрестка вдоль закругления является проезжей частью нет.

Есть мнение, что перекресток дорогой не является — оно не верно!.

Пересечение не может разделить дорогу на части, и на пересечении дорога также продолжается, со своей проезжей частью и полосами движения на этой проезжей части

Определение перекрестка необходимо для регулирования дорожного движения на пересечении дорог, а равно на пересечении проезжих частей, равно на пересечении полос движения. Все элементы дороги пересекаются, а не разделяются. Единственный случай прерывания проезжей части — это перекресток с круговым движением, но дорога при этом не прерывается.

Расположение транспортных средств на перекрестке не регулируется, но надо понимать, что на перекрестке дорога не заканчивается и необходимо выполнять все требования расположения транспортных средств вне перекрестка, а маневры выполнять в соответствии с требованиями маневрирования и проезда перекрестков.

Край проезжей части дороги - LawyeRics

И помнить, маневрирование на перекрестке осуществляется также на проезжей части, расположенной на перекрестке и по полосам движения, которые определяются в соответствии с п.9.1 ПДД. Просто на простых перекрестках эти проезжие части менее выявлены и находятся в основном в зоне пересечения, а на сложных перекрестках наличие отдельных проезжих частей уже более выражено, яркий пример этому — перекресток с круговым движением или дорожные развязки на трассах в одном уровне.

Если бы составителями экзаменационных билетов не было навязано ошибочное толкование Правил дорожного движения, количество спорных ситуаций на перекрестках значительно бы уменьшилось.

В одном из государств содружества это уже прописано в ПДД и нет необходимости выводить определение такими обширными теоретическими рассуждениями.

Вот так просто в ПДД Эстонии решен вопрос и с пересечением проезжих частей и с трамвайными путями.

Далее мы рассмотрим уже простые для нас пересечения проезжих частей на сложных перекрестках.

Пересечение проезжих частей на дороге с разделительной полосой

Это участок дороги, который разграничивает проезжую зону на смежные сегменты. Как правило, он огражден с обоих боков бордюром или другими конструкциями (газоны, металлические или ж/б ограждения).

Чтобы узнать, сколько проезжих частей имеет данная дорога, необходимо посмотреть на разделительные линии.

ПОДРОБНОСТИ:   Приватизация доли в квартире в 2020 году

Край проезжей части дороги

Важно запомнить, что этот участок не предопределен для остановок, разворотов и стоянки автомобилей, однако здесь могут ходить пешеходы.

В некоторых случаях она выделена в виде ровной линии, поэтому водители часто принимают за двойную сплошную. Стоит учитывать, что это не одно и то же. Чтобы понять разницу, надо обратить внимание на ширину между полосами. Если промежуток между непрерывистыми линиями по ширине совпадает с ними, значит это двойная сплошная. Дистанция между разделительными полосами значительно больше.

Автомагистраль

Автомагистраль – полотно, по которому допускается передвижение машин на больших скоростях. Для проезда в одну сторону обычно не менее двух полос. На трассе отмечена знаком 5.1.

Обязательным компонентом автомагистрали является разделительная полоса, поскольку обеспечивает безопасность движения на скоростной дороге. Специальная конструкция разграничивает встречные потоки, поэтому заезд на встречку осуществить невозможно.

Одно пересечение проезжих частей, разворот по малому радиусу разрешен.

Разворот в данном случае будет совершаться в три этапа:

  1. Движение по полосе дороги 1
  2. Движение по полосе на перекрестке
  3. Движение в обратном направлении по полосе дороги 1.

Обратите внимание, отсутствует движение по дороге 2, в данном случае эта дорога пересекается, точно так же, если бы отсутствовала разделительная полоса.

Выезд с пересечения проезжих частей осуществляется одновременно с выездом с перекрестка.

Обочина

Согласно правилам, обочина это граничивший с проезжей частью компонент дороги, который отличается видом полотна. Кроме того, она может быть очерчена сплошной разметкой либо конструктивно.

Край проезжей части дороги

Обочина находится вровень с проезжей частью, здесь разрешается делать остановки и стоянки машинам, а также могут ходить пешеходы, ездить велосипедисты. Обычно оформляется в виде гравия, щебня.

Водителям следует учесть, что обочина не является обязательной составной проезжей части. Так, в сельской местности она часто отсутствует.

Тротуар

Часто водители останавливают свою машину сбоку от проезжей зоны. Чтобы не получить штраф за паркование в неположенном месте, следует разобраться, что такое тротуар согласно действующему законодательству. Также следует разобраться, чем это понятие отличается от пешеходной дорожки.

Тротуар по пдд – участок дороги, который прилегает к проезжей или велосипедной зоне. Может отделяться от них газоном (бордюром), специально оборудован для передвижения пешеходов.

Нельзя сказать, что тротуар обязательная часть дорожного движения, поскольку за пределами городской черты он вообще отсутствует. Прохожие могут ходить по обочинам.

Ехать на машине разрешается в случаях:

  • идет ремонт проезжей зоны;
  • если другими путями добраться до места коечной остановки невозможно;
  • подвоз товара к торговой точке (в случае отсутствия другого пути следствия).

В остальных случаях сотрудник ГИБДД может остановить водителя и наложить штраф в размере 2 тыс. руб.

Пешеходная дорожка

Край проезжей части дороги

Пешеходная полоса предназначена только для передвижения прохожих. В этом месте устанавливают специальный знак «4.5». Автомобили не могут здесь совершать остановки, стоянки, заезжать сюда категорически запрещено. Водителям следует отличать это понятие с пешеходным переходом, который отмечают знаком и маркировкой «зебра».

Пешеходный переход

Является компонентом проезжей зоны. Его можно заметить благодаря специальным знакам, полосам разметки или светофора. Если «зебра» не нарисована, его ширина определяется по расстоянию между установленными знаками.

Пересечение проезжих частей на дороге с разделенными проезжими частями (аллеей, бульваром и т.п.)

Как видим в этом случае появилась явно выраженная проезжая часть на перекрестке. И не смотря на то, что она находится на пересечении дорог и принадлежит пересекаемой дороге, она не является частью пересечения проезжих частей, т.к. направление проезжей части на данном участке параллельно и совпадает с направлением проезжей части пересекаемой дороги и соответственно при параллельном расположении пересечения быть не может

Движение по этому участку проезжей части осуществляется прямолинейно и уже осуществляется поворот на пересекаемую дорогу. Выезд с пересечения проезжих частей совершается на перекрестке и транспортное средство при движении по проезжей части на перекрестке уже находится на пересекаемой дороге.

Разворот в данном случае будет произведен в 5 этапов:

  1. Движение по полосе дороги 1
  2. Поворот налево по полосе на перекрестке
  3. Движение по полосе дороги 2
  4. Поворот налево по полосе на перекрестке
  5. Движение в обратном направлении по полосе дороги 1.
ПОДРОБНОСТИ:   Как вычислить мошенников по номеру телефона

Таким образом в данном случае разворот производится путем совершения двух поворотов налево.

В этой ситуации разворот по малому радиусу запрещен.

Трамвайные пути

В ПДД для этой составляющей дорожного движения точной формулировки нет. Они квалифицируются только как часть дороги, но к проезжей зоне не относятся. Пути нужны для перемещения рельсового транспорта. Порядок передвижения регламентирован разделом №11 ПДД.

Трамвайные рельсы могут быть размещены:

  • в проезжей зоне (посередине);
  • на линии разграничения с тротуаром.

Иногда трамвайные линии размещают на разделительной полосе.

Ширина у них ограничена и зависит от расстояния между колесами трамвая. На дороге пути отмечают маркировкой, дорожными знаками или специальной отмосткой.

Дорога имеет четкое назначение и складывается из ряда элементов. Каждый автолюбитель должен знать и понимать эти термины, чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения от неприятных ситуаций.

Противоречия данной теории с действующими ПДД или наоборот?

Что же может измениться в действующих ПДД, если применить этот способ толкования пересечения проезжих частей?

Пересекаемая проезжая часть также проходит по пересекаемой дороге, с той лишь разницей, что теперь она не является границей пересечения проезжих частей.

Противоречия нет

Край проезжей части дороги

Теперь исключено двоякое толкование этого пункта ПДД, то, ради чего и была написана эта статья.

Занять полосу при повороте на дорогу возможно только после окончания маневра, когда транспортное средство займет соответствующее положение параллельное направлению дороги. А при повороте направо, в случае большого радиуса закругления, по старому понятию, можно было вообще миновать пересечение проезжих частей и совершить поворот, не выезжая на это пересечение.

Теперь это противоречие исключено.

Вроде изменилась зона на которую запрещается выезжать, но создать помеху транспортным средствам в поперечном направлении возможно только, заняв проезжую часть пересекаемой дороги.

Противоречия нет.

Край проезжей части дороги

А как выехать только на перекресток, не выезжая на пересечение проезжих частей и создать помеху для движения транспортных средств в поперечном направлении, независимо от толкования пересечения проезжих частей, вопрос остается открытым.

Принципиальной разницы в размере и форме зоны пересечения проезжих частей нет. Будь она ровным прямоугольником или фигурой с закругленными внутрь углами.

Противоречия нет

Вывод

Не стоит забывать, что теория и практика очень часто расходятся, тем более когда практика достаточно давно сложилась в противоречие теории. И следует помнить, что большинство сотрудников ДПС не достаточно компетентны в знании теоретической части и абсолютно всегда склонны толковать любую ситуацию не в пользу водителей.

Дорог вам без препятствий!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector