Конкуренция плюсы и минусы таблица

Плюсы и минусы совершенной конкуренции

Результативно работает механизм прибылей и убытков. Стремление получить экономическую прибыль (пусть и в коротком периоде) толкает фирмы к технологическим новшествам, тогда как убыточные фирмы в длительном периоде уходят с рынка. Таким образом постоянно осуществляется отбор лучших фирм в данном виде деятельности.

Вдлительном периоде фирма выбирает такой объем выпуска, которому соответствуют минимальные

средние издержки (минимальные LAC).

Потребитель выигрывает не только из-за выпуска с минимальными средними издержками в длительном периоде, но и из-за того, что при этом фирма не имеет экономической прибыли, то есть цена не превышает эти издержки.

Однако уже сейчас можно подчеркнуть, по крайней мере, три недостатка совершенной конкуренции по сравнению с другими рыночными структурами.

Во-первых, совершенная конкуренция исключает какую-либо дифференциацию продукции, характерную как для монополистической конкуренции, так и для олигополии. Отсутствие разнообразия свойств одной и той же продукции, как правило, оценивается потребителями как существенный недостаток (представьте, например, абсолютно одинаковые модели одежды).

Во-вторых, если фирмы в условиях совершенной конкуренции и имеют сильные стимулы к новым технологиям ради получения краткосрочной экономической прибыли, то именно краткосрочный характер последней не дает им достаточно средств для разработки ряда новшеств.

В-третьих, фирмы могут опасаться того, что разработанные ими нововведения их конкуренты быстро скопируют (в силу полной информированности), а в таком случае произведенные инвестиции окажутся потраченными впустую средствами.

Есть целый ряд характеристик совершенной конкуренции, которые могут рассматриваться как выигрышные для общества.

Цена равна предельным издержкам. Это означает равенство предельной полезности предельным издержкам. Для того, чтобы лучше понять, почему этот случай характеризуется как оптимальный, подойдем к рассмотрению проблемы по принципу от противного.

Государственное регулирование рынка чистой монополии

Конкуренция – это состояние рынка, при котором соблюдается определенное соперничество в предложении товаров и услуг. Главное влияние, которое она оказывает на рынок – это регуляция уровня цен. Монополия как состояние рынка возникла в полном расцвете в первой половине 19 — века. Обусловлена она была и кризисами, и необходимость выживания для компаний, которые объединялись в конгломераты и другие формы существования, становясь, по сути, единственным продавцом.

ПОДРОБНОСТИ:   Жизнь и природа Черногории, плюсы и минусы переезда и покупки недвижимости

Такая ситуация происходила в отношении отраслей промышленности. Несдерживаемые цены на товар делают продавца хозяином положения, замедляя развитие рынка в принципе и развитие отрасли в частности.

1.Антимонопольное законодательство. Направлено против накоп ления фирмами опасной для общества монопольной власти, т.е. на ограничение рыночной власти монополии (увеличение объема

выпуска и снижение цен); методы — законодательные и экономические.

2.Меры антимонопольного регулирования.

♦Ограничение контроля над рынком.

Конкуренция плюсы и минусы таблица

♦Контроль за слияниями.

♦Запрет соглашений о ценах.

♦Запрет соглашений о разделе рынков.

♦Определение набора предоставляемых услуг.

♦Запреты соглашений о предоставлении исключительных прав.

Конкуренция – это естественный отбор, который присущ биологической природе человека.

Конкуренция плюсы и минусы таблица

При наличии нескольких продавцов на рынке они начинают бороться за покупателя, а это приводит к тому, что их усилия будут направлены на развитие своего предприятия, подстраивание под законы рынка.

Однако конк. не бывает совершенной – это утопичное предположение – так как всегда выбиваются предприятия лидеры и их последователи. С течением времени ситуация меняется, обновляется.

Конкуренция на рынке

  • Получается, что одним из важнейших моментов является прогресс. Помимо этого конк. выполняет функцию контроля: она разделяет влияние на рынок между всеми производителями, ограничивая их власть в определенных рамках. Тогда и срабатывает главный принцип свободы выбора: покупатель имеет право остановить свой выбор на определенном уровне качества товара и на соответствии ему определенной цены.
  • Отсюда следует вывод, что второй важнейший момент – это влияние на уровень богатства населения. Так как при высоком уровне конк. устанавливаются наиболее приемлемые цены, как уже говорилось выше, которые не позволяют доходам домохозяйств необоснованно расти. Накопление богатства в руках покупателей происходит из состояния рынка.

Конк. создает ситуацию равенства и заинтересованности в улучшении рынка всеми ее участниками: и продавцами, и покупателями. С другой стороны рынок, где установлены желания покупателей, также может оказаться упадническим. При преследовании покупателя своих интересов можно прийти к занижению цен, возникновению недобросовестной конк. или конкуренции, в которой пробиваются черты монополии (выделение на рынке «любимчиков»).

Но этого сейчас, к счастью, не происходит, так как в такую ситуацию может вмешаться государство. В частности оно дает барьеры цены, за рамки которой нельзя выходить, снижая ее или поднимая.

ПОДРОБНОСТИ:   Сколько рассматривается заявка на ипотеку в Сбербанке

Кривая предельного перехода чистого монополиста

Кривая спроса на продукт чистой монополии имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) — MR {amp}lt; Р. График MR проходит ниже кривой спроса (рис. 8.2.1).

Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR).

Когда спрос эластичен, значение MR положительно и общий доход растет. Когда спрос не эластичен, MR {amp}lt; 0 и TR падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, MR = 0, a TR

— максимальный, монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса.

Долгосрочный период

Вдолгосрочном периоде монопольная фирма обеспечит равновесие в том случае, если

сможет удержать контролируемую отрасль от проникновения в нее иных фирм. Используя входные барьеры, чистая монополия способна получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде.

Чистая монополия лишена кривой предложения, т.к. она сама назначает цену в соответствии с Qm. Решение монополиста об объеме выпуска (Qm) невозможно отделить от кривой спроса.

К акая бы цена не установилась на рынке, конкурентная фирма будет стремиться к такому объему выпуска, при котором МС = Р.

♦В точке А — фирма не производит, т.к. Pj {amp}lt; AVC, поэтому и предложение равно 0.

♦В точке В фирма работает на пределе своих возможностей, т.к. Р2 едва покрывает AVC.

п= (TR/Q – TC/Q) • Q – (P – АТС) Q.

♦В точке D фирма работает в режиме «нормальной прибыли», цена Р4 = min АТС, или в режиме самоокупаемости.

♦В точке Е фирма максимизирует прибыль, Р5 {amp}gt; АТС. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде совпадает с восходящей частью кривой МС, лежащей выше точки минимума AVC.

Р = LAC = LMC. Графически это выглядит так (рис. 7.4.1).

Точка е — точка долгосрочного конкурентного равновесия, МС = Р*= LAC min, что означает отсутствие экономической прибыли источников развития у фирм, что способствует торможению развития научно-технического прогресса фирмами в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде.

ПОДРОБНОСТИ:   Можно ли вернуть в магазин видеорегистратор если не понравился

Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий, назначает самую низкую цену и производит наибольший объем продукции. Равенство Р и предельных издержек указывает на то, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

Долгосрочная кривая предложения отрасли может принимать различный вид в зависимости от динамики LAC (рис. 7.4.2).

Конкуренция плюсы и минусы таблица

Если фирмы отрасли уже находятся в равновесии, их LAC не меняются в зависимости от числа входящих и выходящих фирм из отрасли, то предложение будет абсолютно эластичным, а график предложения — горизонтальная линия (S1).

Вслучае расширения отрасли при положительном эффекте масштаба (рост Q при одновременном снижении АС и Р) кривая S будет падать (S2).

Факторы монопольной власти

Рыночная власть — это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной или рыночной властью.

Степень рыночной власти весьма относительна, если на рынке действует не один, а несколько производителей аналогичной продукции.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

доля фирмы в рыночном предложении

отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью

эластичность рыночного спроса

•Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке

Ценовая дискриминация

Цель ценовой дискриминации — увеличение прибыли путем перераспределения потребительского излишка в пользу продавца.

♦наличие рыночной власти — наличие групп потребителя с различной эластичностью спроса;

♦исключение перепродажи — невозможность для потребителя перепродать купленный у монополии товар;

♦наличие механизма разделения покупателей — возможность разделить всех потребителей данного товара на группы в соответствии с их готовностью заплатить.

♦ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) — наличие особой цены для каждого покупателя, т.е когда фирма может определить цену спроса на товар для любого потребителя;

♦ценовая дискриминация второй степени (по объему продаж) — назначение цены в зависимости от объема покупки (розничный и оптовый рынок);

♦ценовая дискриминация третьей степени (сегментированная ценовая дискриминация) — назначение разных цен для разных групп покупателей (гостиничные тарифы для иностранцев и россиян).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector