Как коллекторы выбивают долги

Кто такие коллекторы и почему к ним обращаются кредиторы

Коллекторское агентство – это коммерческая организация, задача которой в досудебном порядке взыскать долг с заёмщика. Такая деятельность вполне законна, поскольку договор цессии (переуступки долга) позволяет кредитным организациям передавать или продавать просроченную задолженность без согласия должника.

Как представители кредитора коллекторы не имеют особых прав, позволяющих эффективно воздействовать на неплательщиков. В их полномочия не входят ни конфискация имущества, ни арест счетов, ни заключение самого должника под стражу.Основной конёк представителей агентств – умение работать с неплательщиками в меру своих способностей. Поэтому, если вы должник, главным их арсеналом будут звонки по телефону, личные встречи и ведение переговоров.

Обращаться к помощи правоохранителей следует в том случае, если действия коллекторов перешли пределы дозволенного и граничат с уголовщиной.В остальных ситуациях вполне достаточно жалобы, поданной:

  • в Роспотребнадзор (есть горячая линия и интернет-приёмная);
  • в ФССП и НАПКА (Ассоциация профессиональных коллекторов серьёзно наказывает агентства за неуважительное обращение с клиентами);
  • в прокуратуру (на незаконные действия с приложением доказательств);
  • руководителю коллекторского агентства (на хамство и грубость сотрудников).

Не следует самостоятельно перечислять долговому агентству, по каким статьям вы будете с ними судиться. Профессиональные юристы квалифицируют допущенные нарушения грамотно и последовательно.

Могут ли коллекторы выбивать долги

Важно! У многих людей слово «коллектор» вызывает негативные эмоции, а также ассоциируется с крупными мужчинами преступного вида.

На самом деле они специализируются на возврате долгов банкам, но при этом должны точно следовать законодательству. При выявлении нарушений к ним могут применяться меры в рамках уголовного или административного права.

До введения закона о коллекторах данные агентства применяли незаконные методы, связанные с угрозами, шантажом или вовсе физическим насилием.

После внесения изменений в законодательство они были наделены только ограниченными правами, поэтому «выбивать» долги не могут.

Они обладают только некоторыми мерами воздействия, представленными:

  • звонками должникам, причем строго ограничивается количество звонков в день, неделю или месяц;
  • личными встречами, которые должны назначаться заранее самими гражданами;
  • отправкой писем или смс-сообщений, в которых не должно быть никаких угроз, поэтому можно только напоминать гражданам на необходимость внесения средств.

Как передаётся задолженность коллекторскому агентству

Зачем банки прибегают к помощи таких посредников? Причин тому несколько:

  • дефицит офисных сотрудников, которым просто некогда разбираться с должниками;
  • стремление сохранить видимость лояльности по отношению к клиентам и собственную деловую репутацию;
  • отсутствие достаточного опыта работы с недобросовестными заёмщиками, ведь банк – структура кредитно-финансовая, а не исправительно-воспитательная;
  • длительность процесса возврата любого долга, а потерянное время – это упущенная прибыль.

Именно поэтому банкам проще заключить договор цессии со сторонней структурой и передать или продать ей сотни накопившихся просроченных неплатежей.

На практике действует ли закон

Даже после того, как в 2016 году был введен закон, который касался правил работы коллекторов, часто должники все равно сталкиваются с нарушением своих прав. Имеется возможность написать жалобу в разные государственные инстанции, но даже такие действия нередко не дают нужного результата.

На основании закона должны коллекторы выполнять действия:

  • уведомлять заемщика о покупке долга;
  • при общении с ним представляться и показывать документы, подтверждающие их право требовать от гражданина возвращения долга;
  • переговоры должны вестись в то время, которое предусмотрено законодательством;
  • существует только следующие возможности для взаимодействия, представленные звонками по телефону, смс-сообщениями или личными встречами, а так же письменными уведомлениями, причем все они должны быть ограниченными по количеству;
  • не допускается во время общения выходить за рамки приличия, угрожать или оскорблять людей.

Должники могут задавать максимум вопросов о коллекторском агентстве, причем его представители должны отвечать на них.

Современные российские агентства были образованы на примере зарубежных компаний, но при этом российские фирмы не гнушаются пользоваться разными противозаконными мерами воздействия.

При работе с должниками применяются способы:

  • регулярные звонки, смс-сообщения и встречи, предназначенные для того, чтобы напомнить гражданину о необходимости возвращения долга;
  • разбивается общение на отдельные стадии;
  • формируется специальная стратегия поведения в зависимости от юридической грамотности, финансового состоянии и других параметров конкретного должника;
  • сбор информации о гражданине, чтобы определить, какие меры воздействия на него будут самыми эффективными;
  • выявление родственников и друзей, которые могут посодействовать в процессе возврата долга;
  • определение причины отсутствия платежей по кредиту;
  • непосредственное взыскание и воздействие в рамках закона или с нарушением требований законодательства.

На практике многие должники сталкиваются с нарушением своих прав. Они вынуждены общаться с коллекторами ночью, слушать угрозы и оскорбления, а также мириться с тем, что всех их родственники и знакомые знают о наличии и размере долга.

Как коллекторы выбивают долги

Даже при сборе доказательств такого поведения агентства нередко невозможно привлечь его работников к ответственности.

Если долг не превышает 50 тыс. руб., то обычно не нарушают работники агентства требования законодательства, поэтому ограничиваются личными встречами и звонками.

Если же задолженность является значительной, то применяются более действенные меры воздействия. Опытные коллекторы угрожают и шантажируют таким образом, что невозможно зафиксировать это нарушение.

Если какие-либо меры воздействия запрещаются законом, то можно говорить о том, что нарушаются права должников. К ним относится посещение и общение с родственниками или друзьями, кража или разрушение имущества, оскорбления и другие аналогичные меры.

Как быть, если коллектор нарушает закон и куда на него жаловаться? Читайте по ссылке.

Весь процесс делится на несколько этапов:

  • примерно полгода действуют работники агентства официально, поэтому напоминают о долге телефонными звонками, сообщениями и личными беседами;
  • дальше могут применяться более эффективные и частые встречи и звонки;
  • дальнейшее взаимодействие зависит от материального состояния заемщика, его юридической грамотности и реакции на коллекторов.
Когда коллекторы могут приехать домой?

Если долг является значительным, то коллекторы могут пытаться взыскать его несколько лет.

Чем лучше юридически подкован клиент, тем больше у него шансов перевести навязчивый диалог в конструктивное русло. В законе №230–ФЗ чётко прописаны нормы, регулирующие взаимоотношения коллектора с должником. Необходимо знать, что:

  • предупредить неплательщика о замене взыскателя долга основной кредитор (банк или МФО) обязан заблаговременно, поэтому если данное условие не было соблюдено, а вы узнали об этом только когда начались коллекторские звонки, у вас есть полное право не исполнять предъявляемые требования, а договор цессии обжаловать в судебном порядке;
  • звонить должнику можно не более 1 раза в сутки, 2-х раз в неделю, 8-ми раз в месяц – превышение лимита запрещено;
  • совершать звонки разрешено только в период с 08:00 до 22:00 по будням и с 09:00 до 20:00 по выходным и в праздники;
  • запрещено привлекать к решению проблемы задолженности третьих лиц, в том числе родственников (если только они не являются вашими поручителями);
  • каждый раз позвонив, коллектор обязан представиться полностью и назвать агентство, в котором работает;
    личные встречи с должником возможны только с его согласия на это;
  • запрещены любые угрозы в адрес неплательщика, его родных и близких, а также любая форма насилия над должником.

Через 4 месяца после возникновения просрочки по выплате долга заёмщик имеет право подать кредитору (банку) или его представителю (агентству) заявление об отказе от взаимодействия с взыскателями задолженности посредством телефонных звонков, голосовых и текстовых сообщений, а также личных встреч. Пишется оно по утверждённой форме и предусматривает два варианта дальнейшего взаимодействия:

  1. через адвоката или другое лицо;
  2. полный отказ от общения по телефону, через СМС или личные встречи.

При полном отказе коллекторы смогут либо вести с вами переписку по электронной почте, либо обратиться в суд. Если же и после подачи заявления звонки или сообщения продолжат поступать – обращайтесь в ФССП, полицию или прокуратуру.

Что следует знать о действиях коллекторов

Главный метод работы коллекторов – звонки и СМС-рассылка. Главная цель – надавить психологически на заёмщика, чтобы заставить его вернуть долг.

Стратегия работы

Действующее законодательство не позволяет специалистам по возврату долгов прибегать в работе к оскорблениям, шантажу или угрозам. А вот собрать максимум информации о заёмщике, отслеживая его жизнь в соцсетях, расспрашивая о нём друзей и родственников, закон запретить не может. Опираясь на сформированное «досье», коллектор в дальнейшем и выстраивает тактику работы с клиентом.

Поэтому если вам не хочется, чтобы представитель агентства знал о том, что, имея долги, вы каждый год летаете на отдых за границу, недавно купили для загородного дома новую мебель и планируете провести в квартире дорогой ремонт, поменьше делитесь новостями о себе на просторах интернета. Или хотя бы грамотно установите настройки приватности в своих аккаунтах. И вообще, поменьше рассказывайте о себе другим. Побольше думайте о том, как выйти из сложившейся ситуации с долгами.

Неправомерные действия коллекторов

Как показывает практика, после вступления в силу закона №230–ФЗ методы работы коллекторов по-прежнему не безупречны. Даже если речь идёт о представителях «белых» агентств, деятельность которых контролируют НАПКА и Федеральная служба судебных приставов. Нередко наработанными ещё во времена коллекторского беспредела приёмами взыскатели задолженностей пользуются годами.

  • любое высказывание, затрагивающее вас или членов вашей семьи, если оно содержит оскорбления или угрозы;
  • попытки физического воздействия на должника или его близких;
  • попытки или реально нанесённый вред имуществу или домашним животным;
  • превышение установленного законом лимита СМС-сообщений, телефонных звонков, личных контактов.

Любое из перечисленных нарушений – повод обратиться с заявлением в правоохранительные органы или прокуратуру.

Помогает бороться закон

Чтобы поданному заявлению был дан ход, необходимо не только чётко и конкретно изложить суть ваших претензий к работе агентства и его конкретных работников, но и обеспечить доказательную базу. Для этого:

  • записывайте все телефонные переговоры с коллекторами на диктофон;
  • получите у сотового оператора распечатку звонков и выделите в ней номера, с которых звонят коллекторы;
  • сохраняйте в памяти телефона все СМС-сообщения, присланные специалистами по выбиванию долгов;
  • храните электронные и обычные письма и прочие обращения, полученные вами от агентства.

Как правильно разговаривать с коллектором

К разговору с коллекторами следует быть готовым всегда. Особенно, если у вас есть «зависший» кредит. Действовать необходимо уверенно, переговоры вести вежливо, не поддаваясь на возможные провокации со стороны собеседника. Вот несколько общих рекомендаций. Они могут существенно облегчить налаживание диалога:

  1. Если коллекторы позвонили внезапно, попросите их перезвонить в другое время, сославшись на занятость, и подготовьтесь к разговору.
  2. Обязательно записывайте каждый разговор на диктофон (он есть сейчас даже в обычных мобильных телефонах). Только о том, что ведёте запись, предупредите собеседника.
  3. Постарайтесь собрать максимум информации: пусть позвонивший назовёт свои имя, отчество и фамилию; должность; агентство, которое представляет; номер кредитного договора и банк, в котором он был оформлен. Если получите отказ, можете спокойно повесить трубку. Не исключено, что вам позвонил мошенник. Честному коллектору скрывать от клиента нечего.
  4. Если представитель агентства вежлив, легко отвечает на вопросы, попробуйте рассказать ему о причинах возникновения долга и предпринятых попытках его погасить. Возможно, он предложит вам обсудить варианты решения проблемы.
  5. Не спорьте с коллекторами и не пытайтесь им хамить или угрожать. Они обучены вести длительные, напряжённые разговоры. Да и за угрозы вас могут привлечь к ответственности.

Как быть, если вы не являетесь должником

Как коллекторы выбивают долги

Нередко в числе «проштрафившихся» заёмщиков оказываются даже те, кто никогда не брал кредиты и никому не должен. Коллекторские звонки могут поступать не только родственникам и соседям должников, но и тем, кто никак не связан с долгами или неплательщиками. Иногда им могут даже предлагать погасить чужие долги.

Прежде всего в этом случае необходимо выяснить, в каком банке вы числитесь в должниках, и обратиться к его руководству с письменным заявлением о том, что к навязываемому вам долгу не имеете никакого отношения, и попросить исключить ваш номер из базы данных. Если после выяснения всех обстоятельств звонки продолжатся, смело обращайтесь в прокуратуру, не забыв приложить к заявлению о том, что вас замучили коллекторы, записи разговоров, скриншоты СМС и почтовых сообщений, а также копию заявления кредитору. Прокуратура не только передаст ваше обращение по инстанции, но и возьмёт на контроль решение проблемы.

Идём в суд

Обращение в суд – крайняя мера. Она оправданна лишь в том случае, если расплатиться с долгами реальной возможности нет. Объявление себя несостоятельным должником (банкротом) поможет очистить кредитную историю и деловую репутацию, а также избавиться от коллекторов. На весь период проведения процедуры (а длится она не менее года), им будет категорически запрещено напрямую общаться с должником.

Распоряжение счетами и всеми сделками перейдёт к финансовому управляющему.Однако для запуска процедуры банкротства необходимо собрать достаточное количество доказательств того, что в обозримом будущем должник не сможет погасить задолженность. Придётся заняться поисками финансового управляющего, без которого суд может попросту не принять заявление к рассмотрению. И, кроме того, приготовиться понести определённые финансовые издержки.

Выводы

Дни, когда коллекторские агентства безнаказанно занимались выбиванием долгов, пуская в ход любые способы и средства, прошли. И хотя их работники по-прежнему не всегда следуют букве закона, должники сегодня имеют гораздо больше возможности отстоять свои права, зная, как раз и навсегда избавиться от коллекторов законным способом.

Если вам в процессе решения проблемы с непогашенным кредитом или невозвращённым займом довелось столкнуться с грубостью и хамством, постарайтесь решить возникший конфликт в юридической плоскости. Фиксируйте все действия. Обращайтесь за помощью к кредитору, а также в правоохранительные и контролирующие органы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Интересное рядом
Adblock detector